ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПИТАННИКОВ 2-3 лет
Социально-нравственное и личностное развитие
В этом возрасте ребенок очень чувствителен к действиям окружающих людей. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводит взгляд с одного на другого. Ему интересны их рассуждения. Он не только следит за разговором родителей, но и пытается постичь логику их слов и действий.
Ребенок стремится быть относительно независимым, он хочет многое делать сам (одеться, раздеться, есть), отказывается от помощи взрослых. Если взрослые не учитывают его потребности, проявляют излишнюю опеку, сдерживают инициативу, то это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желанию делать все наперекор требованиям взрослого.
На третьем году жизни зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого. Собственные достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Взрослые, умело регулирующие свои ограничения, требования, поощряющие самостоятельность, этими действиями помогают гармоничному становлению личности воспитанника.
У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками, однако взаимодействие их непродолжительно и возникает эпизодически: вначале в процессе совместных предметно-игровых действий, затем - игровых. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки.
Физическое развитие
В этом возрасте продолжается интенсивный темп физического развития. К трем годам масса тела ребенка составляет от 13,1 до 16,9 кг, рост - 91 - 99 см. Ребенок становится более самостоятельным, движения его более координированными.
Характерной особенностью этого возраста является потребность в разнообразных движениях, интерес и желание детей их выполнять.
Познавательное развитие
Продолжается сенсорное развитие ребенка: ребенок знакомится с формой, величиной, цветом, массой предметов, их признаками, соотносит свойства одних предметов со свойствами других, выделяет в них общее. Действуя с предметами, он учитывает их признаки, положение в пространстве. Постепенно формируется умение сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитанники понимают и постепенно обозначают словом свойства и качества предметов, овладевают умением обобщать, решать наглядно-практические задачи.
Речевое развитие
Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка - появляются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Переход от называния себя в третьем лице ("Катя спать") к первому, использование личного местоимения "Я" знаменуют важнейший этап в личностном развитии ребенка - зарождении самосознания. Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). Воспитанники проявляют интерес к белорусскому языку, детским передачам на белорусском языке, понимают значение некоторых наиболее употребительных слов.
Эстетическое развитие
Усвоенное ранее ребенком черканье карандашом по бумаге начинает приобретать определенный смысл. Ребенок узнает в каракулях знакомые образы, пытается изобразить знакомые ему предметы. Появляется собственно изобразительная функция рисования. В очертаниях линий, форм, цветных пятнах ребенок начинает видеть образы, явления действительности.
Дети заинтересованно слушают и эмоционально воспринимают музыкальные произведения, подражают протяжным певческим интонациям взрослого, звучанию инструмента, овладевают умением двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки, отмечая контрастные изменения; постепенно появляется ритмичность в движениях под музыку.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПИТАННИКОВ 3-4 лет
Физическое развитие
К четырем годам рост ребенка достигает 96 - 107 см, масса тела 14,4 - 18,9 кг.
Дети в этом возрасте уже имеют значительный двигательный опыт: владеют всеми основными движениями, умеют использовать их в самостоятельной деятельности в зависимости от обстановки, условий; проявляют в движениях элементарные физические качества (ловкость, быстроту, выносливость). Движения становятся более разнообразными и координированными. Дети ощущают потребность в движении, полное удовлетворение которой способствует физическому и психическому развитию. При выполнении движений преобладают игровые мотивы (с удовольствием подпрыгивает - как зайчик, легко бегает на носках - как мышка, и т.д.).
Социально-нравственное и личностное развитие.
Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания воспитанников становятся человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям - восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как он, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию. У ребенка этого возраста активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений. Он радуется успехам, удачам близких, проявляет чуткость к их переживаниям, способен проявить внимание к ним.
Появляется ролевая игра. В игре ребенок строит игровые цепочки, передавая последовательность близких его бытовому опыту действий, берет на себя роли, но не обозначает их, подчиняя им свое поведение.
Среди значимых видов деятельности, которыми овладевают воспитанники четвертого года жизни, выделяются изобразительная, музыкальная, художественно-речевая. Высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление детей этого возраста способствуют их успешному развитию.
Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности детей в овладении навыками самообслуживания, они включаются в бытовую деятельность взрослых, труд в природе, осваивают способы действий с предметами-орудиями (начинают пользоваться лопаткой, молоточком и т.д.), приобретают элементарные трудовые умения и навыки.
Познавательное развитие.
Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. Совершенствуются и обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление богатого сенсорного опыта воспитанников является важным условием развития образных форм психической деятельности - образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения.
Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, цвета, расположения) у ребенка формируются представления о внутренних свойствах предметов. Он узнает предметы по определенному признаку, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак.
У детей начинает проявляться воображение. Ребенок начинает выделять вымышленное и отличать его от реального.
В деятельности воспитанников возникает произвольное внимание, способность сосредоточиться и удерживать его достаточно долго, если объект ему интересен. Появляющаяся произвольность существенно изменяет поведение ребенка. Теперь он в состоянии специально запоминать и в нужный момент припомнить правила и изменить в соответствии с ними свое поведение. Он способен внимательно разглядывать что-либо не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы сравнить предметы, открыть в них что-то новое.
Речевое развитие.
Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается словами обобщающего характера, глаголами, названиями предметов, их свойств и отношений. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи. Однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат).
Речь становится частью самого действия - ребенок действует и одновременно говорит, сообщает о содержании следующего действия (Сейчас поставлю чашку и т.д.).
Эстетическое развитие.
В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы их реализации еще несовершенны. Четвертый год жизни - время становления предметного рисунка, изобразительных движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге.
Воспитанники проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыки, узнают знакомые произведения, называют их. Различают звуки по высоте, тембры музыкальных инструментов.
Развиваются и эстетические чувства воспитанников. Они сопереживают героям любимых сказок, неравнодушны к музыке, краскам природы, книжной графике, используют цвет как средство передачи своего отношения к людям, предметам окружающего мира в рисунках, аппликации. В процессе деятельности и общения с окружающими ребенок способен проявить не только симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПИТАННИКОВ 4-5 ЛЕТ
Физическое развитие
На пятом году жизни масса тела ребенка увеличивается за год в среднем на 1,5 - 2,0 кг, длина тела - на 6 - 7 см. К пяти годам рост детей достигает 104 - 116 см, масса тела - 16,5 - 20,4 кг. Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью, что можно объяснить более совершенными функциональными возможностями организма. Ребенок становится более внимательным к своему физическому "Я", что помогает ему не только познать особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов), но и узнать об общих принципах их функционирования.
Ребенок этого возраста владеет всеми видами движений, стремится по-разному их объединять, хочет испытать свои силы в более сложных и новых видах физических упражнений. Дети пятого года жизни отличаются высокой двигательной активностью.
Социально-нравственное и личностное развитие
Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: хороший, злой, добрый и т.п.
Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью.
Гармонизируются отношения со взрослыми. У детей отмечается повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развивается чувство любви, привязанности к ним. Постепенно формируются чувство ответственности за порученное дело, умение подчинять свои желания требованиям взрослых, замыслам детского коллектива.
На пятом году жизни дети постепенно овладевают эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации. Они начинают сдерживать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса).
Дети охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым.
Среди игр ведущее место начинает занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом и небольшим числом играющих. Сюжет игр отображает взаимоотношения между членами семьи в различных жизненных ситуациях ("Чаепитие с гостями", "Бабушка заболела", "Новоселье"), труд взрослых ("Парикмахерская", "Магазин") и др.
Познавательное развитие
В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период дети осваивают представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины (длина, ширина, высота, толщина), пространстве, времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Они воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредоточиваться на выполнении определенной деятельности в течение 15 - 20 мин. При выполнении действий он может удерживать в памяти несложное условие. Произвольному управлению вниманием способствует рассуждение вслух, проговаривание выполняемого действия, обозначение словом выделяемых признаков предметов и явлений.
Развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам воспитанники начинают выделять более существенные признаки предметов, группировать их по качеству, материалу, назначению. Они могут обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт и др.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку
Речевое развитие
Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанники выражают законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы, составляют рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звукопроизношения у детей.
Эстетическое развитие
Пять лет - возраст наиболее активного рисования. Рисунки воспитанников могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. К концу года воспитанники все чаще проявляют самостоятельные поиски приемов и способов изображения, лепки, вырезывания.
Развиваются конструктивные способности воспитанников в ходе конструирования из строительного, природного, бросового материала, бумаги. Дети различают основные строительные детали по форме, устойчивости, иным признакам. Совершенствуется умение анализировать образец постройки, конструировать по собственному замыслу.
Развиваются эстетические чувства, формируется способность откликаться на образное содержание художественного произведения, картины, иллюстрации, ярко проявляется отношение к действующему персонажу.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПИТАННИКОВ 5-6 ЛЕТ
Социально-нравственное и личностное развитие
У детей на шестом и седьмом годах жизни существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что положительно отражается на всех сторонах их развития. Развивается волевая сфера ребенка: становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути их достижения, правильная оценка результатов собственных действий. Проявляются стремление управлять собой и своими поступками, умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам.
Физическое развитие
На шестом году жизни масса тела ребенка увеличивается примерно на 200 г в месяц, длина тела - на 0,5 см. К шести годам рост детей достигает 111 - 121 см, масса тела - 19,0 - 24,1 кг, окружность грудной клетки - 57 - 58 см.
Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Начинается замена молочных зубов на постоянные. Значительно увеличивается подвижность детей, они успешно овладевают основными видами физических упражнений.
К семи годам рост детей достигает 116,8 - 125 см, масса тела - 20,6 - 25,4 кг. Отмечаются изменения во внешних очертаниях лица, происходит смена зубов, существенно меняются пропорции тела. Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей. Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кистей. Совершенствуется сердечно-сосудистая система.
Готовность к обучению к школе
Шестилетний возраст уникален тем, что в этот период идет формирование психологической готовности к обучению в школе: социально-психологической, личностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой. У детей появляется желание идти в школу не только с позиции возможности учиться, но и оказаться в новой обстановке, новом социальном положении. С возникновением стремления к школе, к учебе, с появлением внутренней позиции "Я - ученик" изменяются поведение детей, их отношения со взрослыми и отношение к себе. Теперь их привлекают не только специфически дошкольные виды деятельности (игра, рисование, конструирование и др.), все чаще возникает желание заниматься "серьезным" делом, выполнять ответственные поручения, задания учебного характера. Даже играя в школу, дети все чаще начинают воспроизводить эти серьезные занятия - уроки письма, чтения, математики начинают вытеснять не только свободное время, но и занятия физкультурой, рисованием, музыкой.
Познавательное развитие
К шести годам у детей формируется довольно высокий уровень познавательной деятельности, происходит существенная перестройка всей умственной деятельности.
Внимание становится более устойчивым.
Дети способны оценить не только свойства предметов, но и их разновидности. Они чувствуют характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, различают их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет, гармонию свойств). Закрепляются представления о последовательности времен года, усваиваются представления о времени суток ("вчера", "сегодня", "завтра").
К семи годам дети овладевают специальными приемами мнемической деятельности, их память становится управляемой, произвольной. Легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес, имеющая социально ценное содержание.
Дети начинают не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать и понимать связи и зависимости между ними (например, отношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте особенно ярко проявляется воображение как творческая основа многих видов деятельности: ролевой игры, рисования, конструирования, игр-драматизаций, строительных игр.
Речевое развитие
На шестом году жизни богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Высказывания их постепенно приобретают более последовательный характер. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Отмечается активизация интереса к сказкам, которые выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей.
На седьмом году жизни интенсивно развиваются общение и речь воспитанников. Дети практически овладевают всем богатством родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем, связной речью (диалогической и монологической). Значительно обогащается активный словарь. Возрастает интерес к смысловой стороне слова. Воспитанники употребляют слова в соответствии с их значением, стараются подобрать слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества, признаки предметов.
Эстетическое развитие
У детей от 5 до 6 лет продолжает развиваться продуктивная деятельность. Рисунки воспитанников приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструктивная деятельность характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструирование может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.
В музыкальной деятельности у воспитанников продолжается формирование основ музыкально-эстетического сознания. Дети способны прочувствовать и осознать эмоционально-образное содержание музыки и выразить к нему личностное отношение. В пении, музыкально-ритмических движениях, элементарном музицировании дети стремятся к выразительному исполнению произведений и самовыражению в процессе моделирования музыкального образа на основе применения разных средств художественной выразительности.
На седьмом году жизни в художественной деятельности проявляются и активно формируются художественные способности детей и вместе с тем идет приобщение их к общечеловеческой и национальной культуре, развивается чувство самоценности.