Защита прав и достоинств ребенка

Детский правовой сайт

 

Детский правовой сайт – уникальный ресурс о праве для детей и подростков, который состоит из информационной библиотеки и игровой зоны.

Адаптированная для восприятия информация позволяет юным посетителям получить в доступной форме сведения о государстве и праве Республики Беларусь и других стран, освоить рекомендации по безопасному поведению в Интернете, дорожной безопасности, узнать правила поведения в чрезвычайных ситуациях и многое другое.

Специально разработанные игровые локации помогают получить навыки правомерного поведения и принятия правильных решений в конфликтных ситуациях.

Основная цель Детского правового сайта – способствовать формированию у детей и подростков знаний, навыков и ценностных установок, которые необходимы для успешной жизни в современном обществе.

Чтобы разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность мы и наши дети, предлагаем посетить детский правовой сайт. Для этого перейдите по ссылке https://mir.pravo.by

Сайт создан для детей, подростков и их родителей. Он поможет получить юридические знания, ответит на «взрослые» вопросы, даст совет в сложных ситуациях. На сайте множество игр, конкурсов, мультфильмов, видеороликов, а также полезной и важной информации.  

 

свернуть

Профилактика жестокого обращения с детьми

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием ребенка  в семье  никто не занимается, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции;
- нежелательный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие!

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!!

Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.
Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.
Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.
Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Помните, что ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

свернуть

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом,  большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 

Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

безработица, постоянные финансовые трудности;

постоянные супружеские конфликты;                                          

статус беженцев, вынужденных переселенцев;

низкий уровень культуры, образования;

негативные семейные традиции;

нежелательный ребенок;

умственные или физические недостатки ребенка;

«трудный» ребенок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей. 

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.     Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

свернуть

Критерии признания детей, находящимися в социально опасном положении

Постановлением Совета Министров №22 от 15 января 2019 года утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении. Постановлением Совета Министров №22 от 15 января 2019 года утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении. Этот документ регулирует деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, организации и проведении социального расследования, принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др. Также в целях защиты прав и законных интересов граждан Постановлением установлен порядок обжалования таких решений.
развернуть
К числу основных критериев СОП отнесены: неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка, систематическое невыполнение рекомендаций медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации, что угрожает жизни и (или) здоровью ребенка, необеспечение родителями надзора за поведением и образом жизни ребенка, вследствие чего он совершает правонарушения. Критерием также будет считаться ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.
По словам главного специалиста управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Елены Симаковой, документально вводится понятие социального расследования - обязательного этапа, без которого невозможно признание ребенка находящимся в социально опасном положении. Основанием для расследования служит информация, поступающая в органы образования от различных структур (милиции, медиков, работников МЧС, соцзащиты, ЖКХ) для изучения и анализа. " В срок не более 15 рабочих дней устанавливается наличие или отсутствие критериев и показателей СОП. Причем к этой работе привлекаются и представители иных органов и организаций, занимающихся в том числе защитой прав и законных интересов детей», - пояснила специалист. Она отметила, что усиление межведомственного взаимодействия на этапе социального расследования и при принятии решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении, а также активное участие родителей в этом процессе позволят минимизировать фактор субъективизма. Елена Симакова информировала о результатах проводимой в государстве работы. Так, по итогам 2018 года было почти в два раза меньше детей, изъятых у родителей, в сравнении с 2010 годом. Кроме того, в течение прошлого года около 20 тыс. детей сняты с учета находящихся в социально опасном положении в связи с нормализацией обстановки. И только чуть более одной десятой части находящихся в СОП в итоге были признаны нуждающимися в государственной защите. 

В соответствии с утвержденным Положением после вступления его в силу в течение шести месяцев будут пересмотрены ранее вынесенные решения в отношении почти 24 тысяч детей, которые к концу 2018 года были признаны находящимися в СОП.
 
 

Критерии  и  показатели  социально опасного положения

Критерии социально опасного положения Показатели социально опасного положения
1. Родителями не удовлетворяются основные  жизненные  потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка  (детей) без пищи

родители  допускают  систематическое  отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для  детей  раннего  возраста  –  от  0  до  3  лет,  детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и  старше), отвечающей  соответствующим физиологическим потребностям детского  организма  и  не  причиняющей  вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители  допускают  проживание  ребенка  (детей)  в жилых  помещениях,  в  которых  печи,  теплогенерирующие  агрегаты,  газовое оборудование,  электрические  сети,  электроприборы не  соответствуют  требованиям  технических  нормативных  правовых  актов либо  эксплуатационной  документации  на  них,  неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория  не  соответствуют  требованиям  пожарной безопасности  и  имеются  условия,  создающие  непосредственную угрозу возникновения пожара

родители  систематически не  выполняют рекомендации медицинских работников по  диагностике,  лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком  обязательного  общего  базового  образования (в  любой форме его получения).

2. Родителями  не обеспечивается надзор  за  поведением ребенка и его образом  жизни,  вследствие  чего ребенок совершает  деяния, содержащие  признаки  административного  правонарушения  либо  преступления 

в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте старше  14  лет  в  рамках  административного  либо уголовного  процессов  установлены факты,  подтверждающие что они не контролируют его  (их) поведение  и  местонахождение,  вследствие  чего  ребенок  (дети)  привлечен  к  административной  либо  уголовной ответственности

3. Родители  ведут аморальный  образ жизни,  что  оказывает  вредное  воздействие  на  ребенка  (детей),  злоупотребляют  своими правами и (или) жестоко  обращаются  с ним  (ними), в связи с чем имеет место  опасность для  жизни  и  (или) здоровья  ребенка (детей)

в отношении родителей установлены факты привлечения  к  административной  ответственности  за  совершение  правонарушений,  предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей установлены факты потребления  наркотических  средств,  психотропных  веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,  употребления ими  алкогольных напитков,  по  результатам  чего  к  ним  применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей с  ребенком,  физического  и  (или)  психологического насилия по отношению к нему

свернуть

Об ответственности родителей

 
Информационная памятка для родителей

Уважаемые родители!

Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность. Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

 В статье 32 Конституции Республики Беларусь  указано, что:

«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.

В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Ответственность в данном случае  наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или  штрафа в размере до десяти базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание  в виде  штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.

Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.

Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.

Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.

За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,–наступает уголовная ответственность  в виде  ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18  «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

свернуть

Правовой статус ребенка в Республике Беларусь

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет такие права, как:

  • право на жизнь. Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4);
  • право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 6);
  • право на гражданство (ст. 7);
  • право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий (ст. 8);
  • право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (ст. 9);
  • право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих (ст. 10);
  • право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь (ст. 11);
  • право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения имеют дети в возрасте до семи лет (ст. 12)

Законом разделены права детей, которые могут быть реализованы в семье и обществе.

Так, ребенок имеет право на проживание в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.

Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Родители, лица их заменяющие, должны создавать условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки к самостоятельной жизни в семье, обществе.

Каждый ребенок имеет право на жилище, право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством РБ. Ребенок,  независимо от места проживания,  в соответствии с законодательством РБ имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.

Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям.

Глава 3 «Ребенок и общество» Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» предусматривает возможность приобщения детей к истории, традициям и духовным ценностям белорусского народа и достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных и общественных организаций для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивается их доступность .

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Согласно статье 23 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

Ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Государство поощряет организации, выделяющие рабочие места для лиц моложе восемнадцати лет. Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы. Перечень таких работ определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 24).

Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями.

Дети имеют право объединяться в самостоятельные детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не противоречит Конституции и законодательству Республики Беларусь, не нарушает общественный порядок и безопасность государства, не наносит вреда здоровью и нравственности населения, не ущемляет прав и интересов других лиц (ст. 26).

Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение. Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

Закон гарантирует особую защиту детей в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. К детям, находящимся в неблагоприятных условиях, закон относит детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития.

свернуть

1 июня - Международный день защиты детей

День защиты детей — это не только веселый праздник для самих детей, это и напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка, чтобы все дети росли счастливыми, учились, занимались любимым делом и в будущем стали замечательными родителями и гражданами своей страны.

Основные международные документы, касающиеся прав детей:

  • Декларация прав ребенка;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  • Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:

  • жить и воспитываться в семье;
  • знать, кто является его родителями;
  • на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
  • на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
  • на разностороннее развитие;
  • на уважение человеческого достоинства;
  • на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;
  • на защиту;
  • на выражение собственного мнения;
  • на получение фамилии, имени, отчества;
  • на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

 

Когда празднуется? 1 июня

Когда был учрежден? В 1949 году, Международной федерацией женщин

Традиции Проведение семинаров, форумов, лекций, конференций. Организация тематических акций и флешмобов, мастер-классов. Проведение концертов, выставок детских рисунков, спортивных состязаний. Благотворительные сборы средств.

Говорят, что судьба человека полностью в его руках. Но многие аспекты, влияющие на то, как сложится взрослая жизнь, зависят от того, каким было детство. Ведь малыш приходит в этот мир абсолютно беззащитным и беспомощным. И только действия, поступки, любовь близких и окружающих дают возможность малышу не просто выжить, но и узнать все радости и горести жизни. К сожалению, детский мир не такой беззаботный, как хотелось бы взрослым. Именно многогранность детства и его актуальные проблемы стали поводом для организации праздника, посвященного малышам.

История праздника

Сегодня Международный день защиты детей 1 июня празднуется во многих странах. А впервые официально он стал отмечаться в 1950 г. Но история праздника начинается намного раньше. Впервые вопросы, связанные с актуальными проблемами детства, были подняты женщинами в 1925 г. на Всемирной конференции, которая проходила в Женеве. В начале века общественность беспокоили проблемы беспризорников, сирот, плохого медицинского обслуживания. Но идея не получила широкой общественной поддержки.

Именно для сирот в Сан-Франциско консулом из Китая был организован праздник, который вошел в историю, как фестиваль плавающих драконов. Проходило это масштабное мероприятие 1 июня. По одной из версии именно это событие и стало решающим при выборе, в какой день отмечать в дальнейшем праздник детства.

Остро вопросы благополучия детей встали перед общественностью в послевоенные годы. Поэтому в 1949 г. Женский конгресс повторно выдвигает идею учредить особый праздник. На конференции принимается единогласное решение направить все силы на борьбу за мир ради счастливого детства всех малышей и подростков планеты.

И уже в 1950 г. новый праздник отмечается во многих странах, причем с большим размахом.

Символика праздника

Главным символом праздника является флаг зеленого цвета. На нем изображена наша планета, на которой расположены детские фигурки разных рас и национальностей. Они протягивают друг друга руки, символизируя единство и дружбу, как единственную возможность для развития и мира.

Но существуют и более специфические символы. Так, под изображением белого цветка 1 июня проводится акция, направленная на сбор средств тяжелобольным малышам. А под символом в виде белой лилии проходят акции в поддержку репродуктивной медицины, дающей шанс на рождение тысячам малышей.

Праздник для каждого ребенка

Само слово праздник ассоциируется с радостью, весельем, счастьем. И, действительно, для многих малышей 1 июня станет незабываемым.

Но у этого праздника есть и оборотная сторона, которая, возможно, намного важнее самой идеи веселья. Главная цель Дня защиты детей – это заострить внимание общественности и простых людей на реальных детских проблемах. Эта идея напрямую присутствует в названии праздника. Поэтому важно задуматься, от чего надо защищать детей.

Печальные факты мировой статистики:

  • 100 миллионов ребятишек не имеют возможности учиться, так как школ рядом попросту нет;
  • 15 миллионов малышей стали сиротами, потеряв родителей или одного из них по причине заражения СПИДом;
  • 10 миллионов умирает ежегодно, так как отсутствует доступ к медучреждениям и лекарствам;
  • 300 тысяч – вынуждены участвовать в войнах, в самых настоящих, а не компьютерных или игрушечных;
  • миллионы малышей не имеют жилья и нормального питания;

А в развивающихся странах сохранилась практика эксплуатации детского труда, как дешевой рабочей силы и даже детское рабство.

Именно такое положение вещей в мире стало основанием для появления некоторых документов, в которых прописаны детские свободы и права.

Счастливые дети

Все детские права и свободы отражены в Декларации прав ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. Этот документ – призыв признавать права каждого ребенка и соблюдать их. Он должен неукоснительно соблюдаться родителями, общественными организациями  и властями.

Через 30 лет в 1989 году учреждается «Конвекция о правах ребенка», в которой определены все права маленьких граждан, а также прописаны обязанности взрослых.

Эти документы были ратифицированы во многих странах. 

 

свернуть

Мультфильмы: Смешарики. Азбука прав ребёнка.

Смешарики. Азбука прав ребёнка.

https://www.youtube.com/watch?v=Vs4mBbhU1m4

свернуть

Сказки о правах для детей и их родителей

Каждый ребенок имеет право на жизнь

Как Светик появилась на свет

Раним весенним утром, когда все на земле еще спали, солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку.

- Почему ты такая бледная? – спросил солнечный луч.

- Потому что я не настоящая девочка, а мечта, – ответила малышка.

- Чья мечта? – удивился солнечный лучик.

- Мама и папа мечтают о дочке во сне, – объяснила девочка.

- Почему же ты грустная? – расстроился солнечный луч.

- Я исчезну, когда мама и папа проснуться, а я хочу быть настоящей девочкой и жить вместе с ними, – заплакала малышка.

-  Не плачь, – попросил солнечный луч. – Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.

Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала розовая крохотная девочка и громко плакала: «Мама! Мама!»

Родители проснулись и вскочили.

Мама взяла девочку на ручки, крепко прижала к себе и воскликнула:

-  Я слышу, как стучит ее сердечко!

-  Дай и мне послушать, – попросил папа.

Он нагнул голову к дочке и обрадовано сказал: - Как хорошо, что у нашей дочурки маленькое, но сильное сердечко!

-  Дай мне подержать мою дочурку, – попросил папа у мамы.

-  Только осторожнее, – ласково сказала мама и отдала дочку папе.

-  Не бойся, – усмехнулся папа, – у меня сильные руки.

-  Да, у тебя большие и сильные руки, – согласилась мама, – а у нашей дочурки крохотные ручки.

Мама наклонились над дочкой, чтобы посчитать ее пальчики. - Это самая красивая девочка в мире, - радовалась мама, глядя на голубые дочкины глазки и золотистые волосики.

Вдруг к ней пришла тревожная мысль. - Чья это чудесная малышка? Как она здесь появилась?

- Может, аист ее принес? – задумчиво произнес папа.

- Не говори глупостей, мы живем в большом городе, здесь все аисты давным-давно исчезли, - объяснила мама.

- Неважно, откуда появилась эта малышка, главное - это новая жизнь. 

Каждый ребенок имеет право на жизнь, - торжественно произнес папа, и мама с ним согласилась.

Почему лучик превратил «мечту» мамы и папы в настоящую девочку?

Почему мама и папа решили, что маленькая девочка – их дочка?

Расспроси своих родителей, что они чувствовали, когда ты родился.

  • Нарисуй маленькую девочку из сказки.
  • Рассмотри внимательно части своего тела. Затем расскажи и покажи, как ты их используешь. Расспроси папу и маму, какие черты лица ты унаследовал от них или от бабушки с дедушкой.

               

             Каждый ребенок имеет право на индивидуальность (имя, фамилию, гражданство)

Как Светик получила свою фамилию и имя

Родители долго любовались дочкой, наконец, мама сказала:         - Пора дочурку купать и кормить.

- Да, надо нам о ней заботиться, раз эта девочка ничья, - согласился папа.

- Ребенок не может быть ничьим, - рассердилась мама, прижимая малышку к себе. - Это наша дочурка. Посмотри, у нее глазки, как у меня, а рот и нос похожи на твои.

- У нее пушистые, золотистые кудряшки, а у нас с тобой темные волосы, - задумчиво произнес папа.

- Это ничего не значит. Она наша, как ты не понимаешь!?

Папа ласково обнял маму с дочкой и мягко сказал: - Не волнуйся, я все понимаю. 

Каждый ребенок имеет право на семью, имя и фамилию. 

Девочка будет носить нашу фамилию. Давай дадим ей имя и отпразднуем ее рождение! Предлагаю назвать дочку Александра, что значит – защитница людей. Она будет нас защищать.

- Нет, защищать нас будешь ты, а доченьку лучше назвать Любушка, чтоб в ее жизни всегда была любовь, - предложила мама.

В это мгновение, солнышко поднялось повыше, и целый сноп солнечных лучей влетел в комнату. Лучи окутали малышку. Ее золотистые волосы, розовая кожица, голубые глазки наполнились нежным свечением и теплотой. Маленький смешной ротик заулыбался, а крохотные пальчики попытались ухватиться за солнечные лучи.

- Я поняла! - воскликнула мама. - Нам дочурку солнышко послало.

Назовем ее Светик. Светочка Светлая. Ей очень подходит это имя. Посмотри, как она светится.

- Здравствуй, Светик, с Днем рождения тебя, – обрадовался папа и погладил дочку по головке. 

Как ты думаешь, почему у каждого ребенка обязательно должны быть имя и фамилия?

Как тебя ласково называют в семье?

Как бы ты назвал своих будущих детей – мальчика или девочку, и почему?

Попроси маму написать твое имя большими печатными буквами.

Нарисуй возле каждой буквы все, что ты любишь.

Придумай ласковые имена для мамы, папы.

Попроси родителей отгадать, почему ты их так назвал.

 

                                 Каждый ребенок имеет право на достойную, счастливую жизнь

Как Светик росла

С появлением дочурки дни мамы и папы наполнились хлопотами. Однажды ночью у девочки что-то болело, и она горько плакала. Родители по очереди носили ее на руках и пели колыбельные песенки. Светик затихала, но стоило ее положить в кроватку, как плач начинался снова. Рано утром измученная мама снова положила дочку в кроватку. Светик хотела заплакать, но в этот момент первый солнечный луч скользнул по лицу девочки и разгладил наморщенный лобик. За первым лучом прилетел второй, третий, четвертый. Маленькие розовые ручки потянулись к ярким лучам. Мама с изумлением смотрела, как дочка сжала ручки в кулачки, и они изнутри засветились, словно там спрятались солнечные зайчики. Потом кулачки разжались, солнечные зайчики выпрыгнули на стенку, и девочка звонко засмеялась.

Тогда мама поставила кроватку дочки возле окошка. Светик лежала в кроватке и смотрела на небо, ждала, скоро ли придет солнышко. Стоило солнечному лучу коснуться ее, щечки девочки розовели, и она смеялась: - Здравствуй солнышко, хорошо, что ты пришло.

- Мой свет долго не мог пройти сквозь серые тучи над городом, - объясняло солнышко. - Только самые горячие и острые лучи сделали, наконец, в тучах дырку, чтоб навестить тебя.

- Почему в небе так много серых туч? – спрашивала девочка.

- В этом городе слишком много заводов, а от них в небо поднимается серая пелена, - объясняло солнышко.

- Что такое заводы? Почему они мешают? – интересовалась Светик.

- Давай лучше играть,

- предлагало солнышко вместо ответа и бросало Светику охапку солнечных зайчиков.

Конечно, никто из взрослых не понимал беседу девочки и солнышка, но мама однажды сказала папе:

- Знаешь, наша дочка как будто разговаривает с солнышком. Когда оно освещает Светика, она гукает, смеется и машет ручками.

- Ничего удивительного, нам же ее солнце подарило, - ответил папа.

Прошел год, и Светик поднялась на ножки. Она смешно шагала, держась за маму, но никак не могла сама сделать первый шаг. Однажды Светик сидела на ковре и играла. Вдруг солнечный луч проскользнул в комнату и дотянулся до малышки. Светик ухватилась за него ручкой, поднялась и пошла, держась за

светлую струночку, пронзившую воздух комнаты.

- Представляешь, она сделала сама целых пять шагов. Ей солнечный луч помог, с гордостью рассказала мама папе вечером.

- Нам же ее солнышко подарило. 

Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь, и солнышко старается, чтобы жизнь нашей дочки была счастливой, серьезно заявил папа.

                                             

                                             Каждый ребенок имеет право на дом и семью

Как Светик нашла котенка Рыжика

Прошло время. Светик научилась бегать по травке, играть в песочек, качаться на качелях и еще тысяче других вещей. Самое главное, она научилась говорить так, что теперь ее понимали все люди, а не только солнышко. Мама каждый день гуляла в парке с дочкой. Однажды они слышали, как в кустах кто-то без остановки пищит: «мяу-мяу-мяу».

Светик тут же залезла в кусты и вытащила мокрого рыжего котенка.

- Не трогай его, дочка, у бродячих котят бывают разные болезни, - попросила мама.

- Мама, ему нужен дом, - умоляюще сказала Светик. - Ему плохо одному, без мамы и папы.

В этот момент солнечные лучи коснулись шерстки котенка, и она распушилась и засверкала, словно темное золото.

- Солнышко поцеловало моего котенка. Оно поцеловало Рыжика! – радостно закричала девочка.

- Дочка, должна тебя огорчить, - грустно произнесла мама, - мы не можем взять котенка, у нас слишком маленькая квартира.

- Но у нас все-таки есть дом, а у этого котенка нет. Как же он такой маленький будет жить без дома и без мамы, - рассудительно произнесла девочка и бережно положила котенка в карман платья.

Рыжая мордочка тут же выглянула из кармана и запищала: «ма-ма».

- Видишь, он понял, что я его мама, - гордо сказала Светик, а мама подумала: «Ладно, возьмем пока котенка домой, чтобы не расстраивать дочку, а потом я отдам его кому-нибудь».

Дома мама вымыла котенка и накормила его теплым молочком, а Светик устроила Рыжику уютный домик возле своей кроватки.

Вечером девочка рассказала папе:

- Папа, солнышко подарило мне котенка. Солнышко его покрасило, и он стал такой рыжий, просто золотой. Он называет меня мамой.

- Замечательно! Солнышко подарило нам тебя, а тебе оно подарило котенка.

Вот какие чудесные подарки умеет делать солнышко, чтобы каждый ребенок имел дом и семью, сделал вывод папа, и мама не нашла, что возразить.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
свернуть

Охрана детства. Права ребенка

1. История становления института прав ребенка. Законодательство о правах детей

Лицо с момента рождения до достижения им восемнадцати лет считается несовершеннолетним. Ребенок до достижения им четырнадцати лет считается малолетним. Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается подростком.

Ребенок имеет право на особую, преимущественную и первоочередную заботу, как со стороны родителей, так и со стороны государства. Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения. Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне брака. Защиту прав и законных интересов детей обеспечивают в пределах своей компетенции государственные органы.

2. Социальные права детей

-Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья

Дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях.

Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие. Родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном и духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить их к самостоятельной жизни.

Все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных организациях здравоохранения.

-Право на жизнь в семье

Все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание. Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. При раздельном проживании родителей ребенок по достижении десяти лет вправе выбрать, с кем из родителей он будет проживать.

Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны принимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление, в детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), опекунскую семью, приемную семью). Подросток имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки и при осуществлении контроля со стороны органов опеки и попечительства.

-Право на образование и труд

Все дети имеют право на получение бесплатного общего среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования, на выбор учреждения образования и получение образования.

Дети имеют право на получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями. По достижении шестнадцати лет подросток имеет право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия родителя или попечителя трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим четырнадцати лет.

-Право на отдых и досуг

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, выбор внешкольных занятий в соответствии с потребностями здорового и гармоничного развития.

-Гарантии свободы личности ребенка

Государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений, на создание и участие в деятельности детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути.

-Право на защиту

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.

Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с четырнадцати лет – и в суд, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей.

-Обязанности ребенка вне семьи

Каждый ребенок обязан уважать права и достоинство других людей, проявлять к ним гуманное отношение.

Ребенок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Республики Беларусь и других народов, бережно относиться к природе, соблюдать законы Республики Беларусь.

3. Материальные права детей

-Право на материальное обеспечение

Каждый ребенок независимо от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества.

Детство должно быть счастливым. Родители - своеобразные волшебники, которые исполняют все даже самые невероятные мечты своих чад. Детские игрушки – прекрасная возможность побыть магом. Ненадолго. Совсем чуть-чуть. Но зато как вас оценят!

-Право на жилище

Каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеру и качеству принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. Реализация данного права осуществляется в порядке, определяемом жилищным законодательством Республики Беларусь.

свернуть

Основы правового воспитания детей дошкольного возраста

Право – это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, законных представителей, педагогических работников.

К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором законные представители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, представителями органов правопорядка.

Различают 4 формы  жестокого обращения с детьми:

физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Декларация является основой для Конвенции о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

В Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу (статья 29):

а)развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.

Этапы правового воспитания детей:

этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.

III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».

Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие группы прав:

  1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).
  2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).
  3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).

надлежащего родительского контроля и должного воспитания нередко становится следствием совершения несовершеннолетним правонарушения.

Закон Республики Беларусь "О правах ребенка"

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь. В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.  

 Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Уважаемые родители!

Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны

свернуть

Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.
развернуть

Давайте рассмотрим права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?».

«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)

– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;

– на развитие;

– на защиту;

– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Реализация прав ребенка включает:

- защиту его от всех форм жестокого обращения,

- права на охрану жизни и здоровья,

- защиту его права на образование,

- права на игру,

- права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку.

По определению профессора М.Р. Рокицкого, «под жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение и т.д.), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т.д.).

По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, «под жестоким обращением» и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их замещающих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.

Из этих определений видно, что «жестокое обращение» включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребенку, и вред, который эти действия наносят ему.

В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.

Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.

Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена.

Но, вероятно, самая важная причина — незнание родителями других, оптимальных методов воздействия.

Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.

Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным.

Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.

Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви.

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Обобщая сказанное можно сделать вывод, что  нарушением прав ребенка можно считать:

Лишение свободы движения.

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного.

Применение физического насилия к ребенку.

Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

Угрозы в адрес ребенка.

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).

Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны быть все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера. Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых.

Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса, позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).

У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

свернуть