Аттестация педагогических работников

Об аттестации

Аттестация — это изучение и комплексная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности и продуктивности деятельности педагогических работников учреждений образования. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации. Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.
развернуть

Об особенностях проведения аттестации педагогических работников

Основные принципы аттестации педагогических работников: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.
Состав аттестационной комиссии:
руководитель или по его решению другое уполномоченное лицо;
представитель профсоюзного комитета;
Не менее 5 избранных членов из числа педагогических работников путем тайного голосования.
В состав аттестационной комиссии не могут входить педагоги, которые будут проходить аттестацию, подлежат обязательной аттестации в период полномочий аттестационной комиссии.
Состав аттестационной комиссии определяется приказом руководителя и до 1 октября доводится до сведения педагогических работников.
Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты приказа о ее создании.
Аттестационная комиссия выбирает из числа членов комиссии председателя, заместителя председателя, секретаря.
Обязательные условия допуска педагогического работника к прохождению аттестации (п.18 Инструкции):
1.Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС (определяется по диплому об образовании);
2.Наличие стажа работы в соответствии с требованиями п.19 Инструкции (определяется по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству));
3.Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования (подтверждается документом установленного образца (не реже одного раза в три года).
Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организации (в данном случае заявление от аттестуемого не требуется).
Основание для аттестации на подтверждение квалификационной категории — приказ руководителя.
Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работников, в т.ч. освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с п.30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с п.п.20,20-1 Инструкции.
Аттестационное собеседование — беседа с аттестуемым с целью выяснения его ин­тересов и уровня общей подготовки. Собеседование также форма пе­дагогической экспертизы, специальная беседа по актуальным вопро­сам современного образования, сложным или спорным проблемам по изучаемому предмету, устраиваемая с целью выяснения интере­сов, общей подготовки аттестуемого в соответствии с квалификаци­онными требованиями.
Сценарий аттестационного собеседования может быть следующий:
1.Заслушивание характеристики аттестуемого.
2.Заслушивание аттестуемого (самооценка, перспективы про­фессионального роста, пути совершенствования педагогической дея­тельности).
3.Заслушивание членов аттестационной комиссии с оценкой пе­дагогической деятельности аттестуемого и вопросами к нему.
4.Обсуждение аттестационных материалов.
5.Внесение предложений по итогам аттестации.
6.Вынесение решения по итогам аттестации.
Следует подчеркнуть, что при принятии решения особое внимание уделяется эффективности педагогической деятельности, резуль­татам труда, профессионально значимым личностным качествам ат­тестуемого.

         Аттестация педагогических работников в учреждениях образования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Республики Беларусь от 22.08.2012 и дополнений, внесенных постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 № 163, от 20.11.2015 № 131, от 11.05.2017 № 46, от 08.05.2018 № 37, от 01.08.2022 № 216. В работе аттестационной комиссии учреждения образования также используются следующие нормативные правовые акты:

1 Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2 Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 22.07.2021 № 55) «Об утверждении общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих»

3 Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника «Должности служащих, занятых в образовании».

4 Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 24.02.2022 № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты от 29 июля 2020 г. № 69».

5 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2022 № 24 «Об утверждении, введении в действие и отмене общегосударственного классификатора Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации».

6 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об

утверждении Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 “Специальности и квалификации».

 Методическое обеспечение аттестации

              https://akademy.by/index.php/ru/metodic/metod-attestat

 

Состав аттестационной комиссии в государственном учреждении образования

"Детский сад № 2 г.Смолевичи" в 2023/2024 учебном году:

Залан Н.Л., председатель, воспитатель дошкольного образования;

Легкая Н.Л., заместитель председателя, председатель ППО, воспитатель дошкольного образования;

Аскандарова В.Г., секретарь, заместитель заведующего по основной деятельности;

Гринченко Л.П., член, руководитель физического воспитания;

Гайдук С.П.,воспитатель дошкольного образования.

План работы аттестационной комиссии

государственного учреждения образования

 «Детский сад № 2 г. Смолевичи» на 2023/ 2024 учебный год

 

 

№ п/п

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии

01.09.2023

Аттестационная комиссия

2

Ознакомление членов аттестационной комиссии с их обязанностями

01.09.2023

Председатель аттестационной комиссии, Н.Л.Залан

 

3

Рассмотрение заявлений об аттестации на вторую, первую, высшую квалификационные категории

По мере поступления

Аттестационная комиссия

4

Обобщение опыта работы аттестуемых на первую, высшую квалификационные категории категорию

В течение учебного года

 

Аттестуемые

5

Изучение содержания трудовых книжек аттестуемых

По мере поступления заявлений

Аттестационная комиссия, заведующий, М.И.Мешкова

6

Составление графика прохождения аттестации на вторую, первую, высшую квалификационную категории

По мере поступления заявлений

Председатель аттестационной комиссии, Н.Л.Залан

7

Индивидуальное ознакомление аттестуемых с требованиями квалификационной категории

По индивидуальному плану

Аттестационная комиссия

8

Формирование экспертных групп по изучению педагогической деятельности аттестуемых

По мере поступления заявлений

Председатель аттестационной комиссии, Н.Л.Залан

9

Консультация для членов экспертной группы

 

 

По мере поступления заявлений

Зам. зав. по ОД, В.Г.Аскандарова,

председатель аттестационной комиссии, Н.Л.Залан

10

Составление и согласование с аттестуемыми программ изучения их профессиональной деятельности

По мере поступления заявлений

Аттестационная комиссия

11

Согласование с желающими аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории программ представления опыта работы

согласно программе изучения

Аттестационная комиссия

12

Утверждение текстов анкет, тестов, вопросников для собеседования, методик, необходимых для оценки профессиональной деятельности педагогических работников

02.09.2023-30.09.2024

Зам. зав. по ОД, В.Г.Аскандаова председатель аттестационной комиссии, Н.Л.Залан

13

Собеседование, индивидуальное консультирование аттестуемых педагогов

Согласно программ изучения

Аттестационная комиссия

14

Осуществление взаимодействия с квалификационными комиссиями учреждений повышения квалификации по вопросам аттестации на высшую категорию

 В течение учебного года

Председатель аттестационной комиссии, Н.Л.Залан

15

Систематизация и обобщение результатов деятельности аттестуемых. Подготовка материалов по результатам экспертизы

Согласно программ изучения

Аттестационная комиссия, экспертная группа

16

Подготовка характеристик на аттестуемых

Согласно программ

изучения

Аттестационная комиссия

17

Ознакомление аттестуемых с характеристиками

Согласно программам изучения

Председатель аттестационной комиссии, Н.Л.Залан

18

Заседания аттестационной комиссии

По графику прохождения аттестации

Аттестационная комиссия

19

Оформление решений аттестационной комиссии

По графику прохождения аттестации

Секретарь аттестационной комиссии, В.Г.Аскандарова,

заведующий, М.И.Мешкова

20

Отчет работы комиссии за истекший учебный год

01.09 2024

Председатель аттестационной комиссии, Н.Л.Залан

21

Ознакомление с нормативными правовыми документами по вопросу аттестации педагогических работников

В течение года

Председатель аттестационной комиссии, Н.Л.Залан

 

         

свернуть

Перспективный план аттестации педагогических работников

01.09.2023

Перспективный план-график аттестации педагогических работников

государственного учреждения образования «Детский сад № 2 г. Смолевичи» на 01.09.2023

 

№ п/п

ФИО педагога

Должность

Образование

Категория, год присвоения

Аттестация

2023/2024

2024/2025

2025/2026

1

Мешкова Марина Ивановна

заведующий

Высшее

Высшая.2006

-

-

-

2

Аскандарова Вера Геннадьевна

Зам зав по ОД

Высшее

Высшая, 2007

-

-

-

3

 

Гринченко Людмила Петровна

Руководитель физвоспитания

Среднее специальное

Первая, 2011

 

 

 

Воспитатель д/о

Среднее специальное

Первая, 2022

 

 

 

4

Фролова Жанна Михайловна

Воспитатель д/о

Среднее специальное

Первая, 2016

 

 

 

5

Легкая Наталья Леонидовна

Воспитатель д/о

Высшее

Первая, 1999

 

 

 

6

Залан Наталья Леонидовна

Воспитатель д/о

Среднее специальное

Высшая. 2007

-

-

-

7

Пухляк Лариса Григорьевна

Воспитатель д/о

Среднее специальное

Первая, 2002

 

 

 

8

Гольцева Олеся Анатольевна

Воспитатель д/о

-

-

 

 

 

9

Бондарик Полина Андреевна

Воспитатель д/о

Высшее

-

+

-

+

10

Гайдук Светлана Петровна

Воспитатель д/о

Среднее специальное

Высшая, 2004

-

-

-

11

Близнюк Галина Ивановна

Воспитатель д/о

Высшее

Высшая, 2018

-

-

-

12

Ракицкая Маргарита Юрьевна

Учитель-дефектолог

Высшее

-

+

-

+

13

Часовитина Наталья Анатольевна

Музыкальный руководитель

Высшее

Первая ,1999

+

 

 

свернуть

Примерные вопросы к аттестационной беседе

1.Какие нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогов, вышли в этом учебном году?

2.Какие новые тенденции развития национальной системы образования необходимо учитывать при планировании деятельности?

3.Планируете ли Вы обобщить (или ещё нет) свой опыт работы?

Какие, на Ваш взгляд, наиболее эффективные способы его распространения?

4.Что бы Вы поменяли в своей деятельности? Почему? Что для этого необходимо?

5.С какими новыми педагогическими технологиями Вы хотели бы познакомиться, апробировать? Почему они для Вас интересны?

6.Какая проблема разрабатывается Вами? Где она проходит апробацию?

7.На какой стадии разработки находится Ваша тема по самообразованию?

8.Какие Ваши планы повышения своего профессионального уровня?

9.Как Вы оцениваете уровень Ваших взаимоотношений с коллегами? С воспитанниками? Что даёт Вам основание так считать?

Примерные вопросы к собеседованию на первую квалификационную категорию воспитателя дошкольного образования 

  1. Охарактеризовать сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.
  2. Перечислить средства, обеспечивающие личностно-ориентированный контакт взрослого с детьми.
  3. Возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика их учета при организации образовательного процесса.
  4. Основные формы, методы и приемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  5. Формирование у детей дошкольного возраста знаний о своих возможностях и способностях.
  6. Использование в работе инновационных методик и технологий.
  7. Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребёнка.
  8. Основные виды игр, их характеристика.
  9. Способы обогащения опыта детей с целью развития игры.

    10.Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

    11.Способы разрешения конфликтов в детском коллективе.

    12.Эффективные методы и приемы взаимодействия с семьей.

   13.Использование интерактивных методов при взаимодействии с родителями.

   14.Работа с семьями «социального риска».

   15.Формирование готовности детей к обучению в школе.

 


Примерные вопросы к собеседованию на вторую квалификационную категорию воспитателя дошкольного образования 

  1. Сущность всестороннего развития детей дошкольного возраста.
  2. Характеристика принципа  «природосообразности», важность его использования в образовательном процессе.
  3. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.
  4. Понятие о формах, обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
  5. Характеристика наглядных методов обучения.
  6. Характеристика словесных методов.
  7. Характеристика практических методов.
  8. Сущность индивидуального подхода в работе с детьми  дошкольного возраста.
  9. Сущность дифференцированного подхода.

     10. Формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к сверстникам.

     11. Способы поддержания эмоционального комфорта у непопулярных в группе детей.

    12. Можно ли сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей, почему.

    13. Способы организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.

   14. Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста.

   15.Организация закаливающих процедур: методика проведения


Примерные вопросы к собеседованию на первую квалификационную категорию руководителя физического воспитания 

  1. Гуманизация образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  2. Характеристика личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми.
  3. Формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к физической культуре: средства и методы.
  4. Реализация индивидуального подхода к детям в ходе занятий.
  5. Организация физкультурных праздников, дней здоровья, досугов.
  6. Формирование у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ.
  7. Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста.
  8. Использование в работе инновационных методик и технологий.
  9. Использование нетрадиционных форм физкультурных занятий.

     10.Характеристика подвижных игр.

     11.Характеристика летних спортивных игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.

     12.Характеристика зимних спортивных игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.

     13.Использование спортивных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.

     14.Виды и типы физкультурных занятий.

    15.Способы организации детей на занятии (поточный, групповой и.т.д.).


Примерные вопросы к собеседованию на первую квалификационную категорию музыкального руководителя 

  1. Гуманизация образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  2. Характеристика личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми.
  3. Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста.
  4. Содержание и структура музыкальных занятий.
  5. Система работы над развитием у детей лада, высотного слуха, чувства ритма.
  6. Обучение детей дошкольного возраста средствам музыкальной выразительности (тембр, регистр, темп).
  7. Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста.
  8. Ведущая роль песен в развитии слухового музыкального восприятия.
  9. Развитие и охрана детского голоса.

    10.Роль музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей.

    11.Виды музыкально-ритмических движений.

    12.Обучение детей дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям: методы и приемы.

   13.Использование музыкально-дидактических игр на занятиях.

  14.Особенности использования музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

  15.Обучение детей игре на музыкальных инструментах.

 

 

свернуть
2023
сентябрь
1 сентября, пятница

Перспективный план аттестации педагогических работников

подробнее...