Планирование образовательного процесса

Рекомендации по планированию образовательного процесса в условиях реализации учебной программы дошкольного образования
Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества развития ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали  потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.
Следует отметить, что существуют общепринятые формы планирования:

календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с воспитанниками на каждый день недели;

перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;

перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.

При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования:
краткость плана, его компактность, гибкость;
детализация  плана  в  зависимости  от  образования,  педагогического  опыта  и  индивидуального  стиля деятельности педагогического работника;
целенаправленность и конкретность образовательных задач;
согласованность плана с деятельностью учреждения;
сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы;
преемственность, систематичность и последовательность;
оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей;
реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий;
единство целевой установки и условий реализации;
знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям.
В условиях реализации обновленного варианта учебной программы дошкольного образования в учреждении разработана модель перспективно-календарного планирования, которая условно разделена на два составляющих блока:
специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие);
нерегламентированная деятельность воспитанников.

Специально организованная деятельность планируется по следующим образовательным областям:

«Физическая культура»;

«Ребенок и общество»;

«Элементарные математические представления»;

«Ребенок и природа»;

«Развитие речи и культура речевого общения»;

«Развіцце маўлення і культура маўленчых зносін» (в первой младшей (от 2 до 3 лет), в первом полугодии во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) реализуется в нерегламентированной деятельности. Со второго полугодия во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) реализация содержания осуществляется в специально организованной деятельности);

«Подготовка к обучению грамоте» (реализуется в группе старшего дошкольного возраста);

«Изобразительное искусство»;

«Музыкальное искусство»;

«Художественная литература» (в первой младшей (от 2 до 3 лет), второй младшей группе (от 3 до 4 лет) используются произведения художественной литературы и фольклора на белорусском языке. Начиная со средней группы (от 4 до 5 лет) в специально организованной деятельности используются произведения художественной литературы и фольклора на русском языках.).

При планировании специально организованной деятельности определяются ее тема и цель в течение недели.
В содержание планирования включаются:

образовательная область и вид занятия;

тема занятия;

программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);

источники планирования.

методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).

Нерегламентированная деятельности включает в себя следующие виды детской деятельности:

общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации);

игра (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие, интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);

познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста) (наблюдения, обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии, моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);

художественная (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров, посещение музеев, театров, выставок, восприятие произведений искусства, художественное творчество ребенка, рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации);

трудовая (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд, самообслуживание).

Практика показала, что все эти виды деятельности пересекаются друг с другом, интегрируя элементы одна другой, что позволяет жизнедеятельность детей сделать интересной, разнообразной, расширить интерес к изучаемому материалу, создать ситуацию успеха каждому ребенку, реализовать потенциал исследовательской деятельности детей, способности делать собственные открытия. Интеграция образовательного процесса обеспечивает в полной мере индивидуализацию и дифференциацию, стимулирует социальную активность детей.
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста включает следующие структурные компоненты:
  1. Задачи деятельности учреждения образования на учебный год.

  2. Научно методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Национальным институтом образования).

  3. Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные, информационно-коммуникационные (сайт, электронная почта и т.д.)). Педагогический работник планирует на месяц разнообразные формы сотрудничества с семьей воспитанников с учетом предстоящих мероприятий группы и общих мероприятий учреждения дошкольного образования.

  4. Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно-развивающая работа планируется и осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом).

  5. Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

  6. Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1-й и 2-й прогулках, активный отдых):

Утренняя гимнастика (планируется на первую-вторую, третью-четвертую недели с дополнениями и усложнениями во второй и четвертой неделях). Комплекс упражнений подбирается и с учетом места проведения утренней гимнастики.
Физкультурный досуг (1-2 раза в месяц – во второй младшей группе, (2 раза в месяц – в средней и старшей группах), физкультурный праздник (4 раза в год в средних и старших группах), день здоровья (4 раза в год в средних и старших группах).
Самостоятельная двигательная активность (отводится время: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке, вечером и в разных видах детской деятельности).
  1. Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования.

  2. Нерегламентированная деятельность воспитанников.

В учреждениях образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения образования; научно-методическое обеспечение; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) – на каждый день недели месяца.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
свернуть