Не относятся к специалистам выпускники: -- учебных заведений, получившие высшее или среднее специальное образования без отрыва от производства; -- дневной формы обучения, которые хотя и обучались за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, но не прошли итоговую аттестацию; -- получившие образование в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях не за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов; -- дневной формы обучения, хотя и получившие образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, но в соответствии с законодательством имеющие право на самостоятельное трудоустройство.
Наставничество - форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе;
Педагог-наставник - высококвалифицированный педагогический работник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогическими работниками по их адаптации к педагогической производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом;
Молодой педагогический работник - лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою педагогическую деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей (далее — молодой педагогический работник).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
- Цели и задачи:
оказание помощи молодому педагогическому работнику в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта;
создание условий для становления квалифицированного педагогического работника;
вовлечение молодого педагогического работника в образовательный трудовой процесс и общественную жизнь учреждения образования с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в профессии;
адаптация молодого педагогического работника в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в учреждении образования;
формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к профессии и добросовестного отношения к трудовой деятельности;
повышение качества подготовки и квалификации молодых педагогических работников, постоянное совершенствование форм и методов наставничества;
снижение текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем;
создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
- Наставничество устанавливается для впервые принятого на работу молодого педагогического работника.
- Наставничество организуется не позднее семи дней с момента принятия молодого педагогического работника на работу и вводится:
на срок до 1 года - над выпускниками учреждений, обеспечивающих получение высшего образования;
на срок до 2 лет - над молодыми педагогическими работниками, не имеющими высшего педагогического образования.
Наставничество организуется на основании приказа руководителя учреждения образования. В приказе указываются продолжительность и условия наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого педагогического работника, размер доплаты за наставничество. Приказ согласовывается с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации. Между наставником и молодым педагогическим работником заключается соглашение о трудовом сотрудничестве.
Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя заведующего по основной деятельности. Заместитель заведующего по основной деятельности совместно с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организаций готовит список наставников по организации и проект приказа для его утверждения; рассматривает и согласовывает план организации и проведения наставничества; организует обучение наставников передовым формам и методам обучения молодых педагогических работников, оказывает им методическую и практическую помощь в организации работы; проводит инструктаж наставников и молодых педагогических работников; совершенствует формы наставничества в соответствии с изменяющимися потребностями системы образования; изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества в учреждении образования (в районе, городе); вносит предложения о поощрении наставников; организует аттестацию прошедших обучение молодых работников.
Ответственность за наставничество в учреждении образования несет руководитель учреждения образования. Руководитель учреждения образования: рассматривает и утверждает индивидуальный план наставничества; создает необходимые условия для совместной работы молодого педагогического работника с закрепленным за ним наставником; осуществляет контроль над ходом обучения; совместно с другими лицами может участвовать в аттестации молодого педагогического работника.
В учреждении образования могут применяться формы наставничества:
индивидуальное наставничество - наиболее распространенная форма, при которой за наставником закрепляется один молодой педагогический работник;
групповое наставничество, при котором наставник руководит группой молодых педагогических работников;
коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним молодым педагогическим работником осуществляет трудовой коллектив (группа опытных педагогических работников);
коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество трудового коллектива (группа опытных педагогических работников) осуществляется над группой молодых педагогических работников.
Наставник в течение десяти дней с момента начала обучения совместно с молодым педагогическим работником разрабатывает индивидуальный план наставничества. В течение всего периода обучения наставник обеспечивает качественное и своевременное обучение молодого педагогического работника в соответствии с индивидуальным планом наставничества. По завершении выполнения индивидуального плана обучения наставник составляет характеристику на молодого педагогического работника, указывает достигнутые результаты и представляет ее руководителю учреждении образования. Результаты обучения молодых педагогических работников заслушиваются на совещании при руководителе учреждения образования. Молодой педагогический работник должен быть уведомлен о рекомендациях, вынесенных комиссией.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИКА
Требования к подбору наставника:
Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный педагогический работник, который: знает специфику деятельности учреждения образования и ее традиции; владеет особенностями и спецификой работы по специальности молодого педагогического работника; имеет продолжительный стаж работы по специальности в учреждении образования, богатый жизненный опыт, безупречную репутацию.
Наставник имеет право:
осуществлять обучение молодого педагогического работника в оговоренные сроки;
требовать от молодого педагогического работника выполнения указаний по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью;
ходатайствовать перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного;
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого педагогического работника, вносить предложения в профсоюзные органы, руководителю учреждения образования о поощрении молодого педагогического работника, увеличении размера заработной платы, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
с согласия руководителя учреждения образования привлекать для обучения молодого педагогического работника других педагогических работников;
участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого педагогического работника;
ходатайствовать перед квалификационной (аттестационной) комиссией о присвоении молодому педагогическому работнику квалификационной категории.
Наставник обязан:
разработать совместно с молодым педагогическим работником индивидуальный план наставничества;
ознакомить молодого педагогического работника с целями и задачами деятельности учреждения образования, условиями труда, основами корпоративной культуры;
ознакомить с требованиями по охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка;
проводить необходимое обучение и контролировать выполняемую работу молодого педагогического работника, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
способствовать рациональной организации труда молодого педагогического работника;
личным примером развивать положительные качества молодого педагогического работника, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагогического работника, составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого педагогического работника.
Ответственность наставника:
наставник несет персональную ответственность за качество обучения молодого педагогического работника и за его действия в период прохождения наставничества, связанные с трудовой деятельностью в учреждении образования. Показателем оценки эффективности работы наставника является адаптация молодого педагогического работника за период обучения.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
Молодой педагогический работник имеет право: обращаться за помощью к своему наставнику; вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с обучением; участвовать в обсуждении результатов наставничества; выходить с ходатайством к руководителю учреждения образования о смене наставника.
Молодой педагогический работник обязан:знать нормативные акты, определяющие его трудовую деятельность, особенности деятельности учреждения образования, функциональные обязанности по его специальности, занимаемой должности; постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками; исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией; соблюдать соглашение о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым педагогическим работником, индивидуальный план наставничества.
СИСТЕМА МОРАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАСТАВНИКОВ
- В целях материального поощрения наставника с момента выхода приказа о его назначении устанавливается надбавка в размере, определяемым руководителем учреждения образования по согласованию с профкомом.
- Размер надбавки может изменяться приказом руководителя учреждения образования, по согласованию с профсоюзным комитетом, в связи с качеством выполнения наставником возложенных на него обязанностей по обучению и воспитанию закрепленного за ним молодого педагога.
- В коллективный договор учреждения образования могут быть внесены гарантии о дополнительном стимулировании работы наставников: предоставление дополнительного поощрительного отпуска, заключение контракта на максимальный срок, единовременное денежное вознаграждение в случае закрепления молодого педагога и др.