Педагогический проект "Воспитание у детей старшего дошкольного возраста навыков элементарной трудовой деятельности посредством специально организованных образовательных ситуаций."
Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков элементарной трудовой деятельности посредством специально организованных образовательных ситуаций"
Информационный паспорт проекта
Долгосрочный, практико-ориентированный, информационно- познавательный.
Совместный с родительской общественностью и социальными партнерами.
Возрастная категория - дети 5-6 лет.
Длительность проекта - 3 года.
Основная идея: Разработка модели методического и организационно-педагогического сопровождения по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста навыков элементарной трудовой деятельности и формированию представлений о труде. Создание в учреждении дошкольного образования психолого-педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, что послужит ранней социализации ребенка, обобщению знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации на занятиях «Академия профессий»
Реализация проекта
I этап (организационный, 2022/2023 учебный год): разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический, 2023/2024 учебный год): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый, 2024/2025 учебный год): обобщение опыта работы, создание инновационного продукта – рабочей программы по ранней профориентации дошкольников .
Календарный план реализации педагогического проекта
«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста
навыков элементарной трудовой деятельности
посредством специально организованных образовательных ситуаций»
на 2022/2023 учебный год
№ | мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Анкетирование родителей воспитанников для выявления потребностей воспитанников и их родителей, определение отношения родителей к ходу педагогического проекта |
Сентябрь 2022 - Май 2023 |
В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности; воспитатели дошкольного образования |
2 | Проведение педсоветов, семинаров, заседаний творческой группы, открытых мероприятий на базе учреждения дошкольного образования для обмена опытом, совершенствования педагогического мастерства педагогов |
Сентябрь 2022 - май 2023 |
М.И.Мешкова заведующий; В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности |
3 | Проведение промежуточных мониторинговых исследований для выяснения динамики достижений и уровня развития воспитанников |
Сентябрь 2022 - май 2023 |
В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности |
4 |
Разработка методических рекомендаций по организации работы |
Январь 2023 |
В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности А.В.Решетова, Ж.М.Фролова, воспитатели дошкольного образования |
5 | Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, банков по результатам реализации проекта | Май 2023 |
М.И.Мешкова заведующий; В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности |
ОТЧЕТ
о промежуточных результатах
реализации педагогического проекта
«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста
навыков элементарной трудовой деятельности
посредством специально организованных образовательных ситуаций»
Сроки реализации: 2022-2023
Актуальность педагогического проекта обусловлена тем, что позволяет обогатить и углубить знания и представления детей старшего дошкольного возраста о мире профессий. Знакомство с профессиями в ходе специально организованной ситуации, которую детям необходимо решить в образовательной деятельности способствует систематизации, расширению и закреплению навыков, полученных на занятиях «Академия профессий». Созданные образовательные ситуации знакомят детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, обогащают знаниями о реалиях окружающего мира: о предметах, явлениях, событиях. Дети узнают о взаимоотношениях и взаимодействии людей в рамках одной профессии. Родители привлекаются к проектной деятельности, организуют совместные фотовыставки, альбомы, проспекты, газеты и т.д. Мир профессий – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. При построении работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста навыкам элементарной трудовой деятельности, необходимо учитывать:
-наглядность,
-доступность,
-возрастные особенности,
-взаимодействие с законными представителями воспитанников.
А также различные формы работы: организованная образовательная деятельность, совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий, самостоятельная деятельность ребенка, познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка, наблюдения за трудом взрослых, коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы, художественно-творческая деятельность, игровая деятельность, целевые прогулки, живой пример окружающих взрослых.
Цель: Формирование представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством воспитания навыков элементарной трудовой деятельности на занятиях «Академия профессий».
Задачи:
- Разработка модели методического и организационно-педагогического сопровождения по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста навыков элементарной трудовой деятельности и формированию представлений о труде.
- Создание в учреждении дошкольного образования психолого-педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, что послужит ранней социализации ребенка, обобщению знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации на занятиях «Академия профессий».
За указанный период было проведено анкетирование законных представителей старших воспитанников для выявления потребностей родителей в ознакомлении детей с профессиями взрослых. В результате выявлено, что родителям интересна данная тема, однако они испытывают затруднения.
Воспитатели дошкольного образования Решетова А.В., Пухляк Л.Г. провели родительское собрание по теме «Ранняя профориентация воспитанников учреждения дошкольного образования», разместили в группах
в информационных уголках для родителей буклеты, памятки, папки-передвижки по теме «Роль родителей в выборе профессии», «Все работы хороши».
Дети совместно с родителями посмотрели презентации, видеоролики, развивающие мультфильмы по теме «В мире профессий» на сайте youtube.com Проведены беседы с воспитанниками о профессиях родителей «Профессии наших родителей»: «Продавец», «Строитель», «Агроном», «Учитель», «Ветеринар».
Музыкальный руководитель Кулева З.П. провела развлечение «Сельскохозяйственная ярмарка» с целью помочь воспитанникам соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей, планируется включение в календарный план новых развлечений по теме педагогического проекта. Проведены семинар для педагогов по теме «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями через сюжетно-ролевые игры» с целью самообразования, повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации совместной деятельности взрослого с воспитанниками по приобщению детей к миру профессий», консультация для педагогов по теме «Путь к профессии начинается с детства».
Заместителем заведующего по основной деятельности Аскандаровой В.Г. разработаны методические рекомендации по организации работы. Творческой группой намечены темы создания мультимедийных презентаций о профессиях, о предприятиях и организациях города Смолевичи и Республики Беларусь, определены темы и содержание для изготовления лэпбуков по профессиям для воспитанников педагогами нашего учреждения дошкольного образования. Планируется выступление родителей с рассказом о своих профессиях, создание фотоальбома «Профессии моих родителей», «Древо профессий моей семьи».
Календарный план
реализации педагогического проекта
«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста
навыков элементарной трудовой деятельности
посредством специально организованных образовательных ситуаций»
на 2023/2024 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 |
Пополнение страницы официального сайта учреждения дошкольного образования новостями о проводимых мероприятиях в данном направлении с целью ознакомления общественности. Оформление информационных материалов для родителей – буклеты, памятки, папки-передвижки и т.д. по теме «Роль родителей в выборе профессии», «Все работы хороши» с целью формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии |
Сентябрь 2023 Май 2024 |
В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности; воспитатели дошкольного образования |
2 |
Проведение экскурсий с детьми и их родителями с целью расширения кругозора о различных профессиях Изготовление лэпбуков о профессиях, семейных профессиональных гербов и древ, презентаций о профессиях родителей |
Сентябрь 2023 Май 2024 |
В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности, Ж.М.Фролова, воспитатель дошкольного образования |
3 | Проведение педсоветов, семинаров, заседаний творческой группы, открытых мероприятий на базе учреждения дошкольного образования для обмена опытом, совершенствования педагогического мастерства педагогов |
Сентябрь 2023 - май 2024 |
М.И.Мешкова заведующий; В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности |
4 | Проведение промежуточных мониторинговых исследований для выяснения динамики достижений и уровня развития воспитанников |
Сентябрь 2023 - май 2024 |
В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности |
5 |
Разработка методических рекомендаций по организации работы |
Январь 2024 |
В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности, Ж.М.Фролова, воспитатель дошкольного образования |
6 | Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, банков по результатам реализации проекта | Май 2024 |
М.И.Мешкова заведующий; В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности |