Педагогический проект "Воспитание у детей старшего дошкольного возраста навыков элементарной трудовой деятельности посредством специально организованных образовательных ситуаций."

Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков элементарной трудовой деятельности посредством специально организованных образовательных ситуаций"

Информационный паспорт проекта

Долгосрочный, практико-ориентированный, информационно- познавательный.

Совместный с родительской общественностью и социальными партнерами.

Возрастная категория - дети 5-6 лет.

Длительность проекта - 3 года.  

Актуальность темы проекта обусловлена тем, что позволяет обогатить и углубить знания и представления детей старшего дошкольного возраста о мире профессий. Знакомство с профессиями в ходе специально организованной ситуации, которую детям необходимо решить в образовательной деятельности способствует систематизации, расширению и закреплению навыков, полученных  на занятиях «Академия профессий». Созданные образовательные ситуации знакомят детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, обогащают знаниями о реалиях окружающего мира: о предметах, явлениях, событиях. Дети узнают о взаимоотношениях и взаимодействии людей в рамках одной профессии. Родители привлекаются к проектной деятельности , организуют совместные фотовыставки, альбомы, проспекты, газеты и т.д. 
Мир профессий – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система . При построении  работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста   навыкам элементарной трудовой деятельности, необходимо учитывать: 
- наглядность,
- доступность,  
-возрастные особенности, 
-взаимодействие  с родителями . 
 А  также различные формы работы: организованная образовательная деятельность, совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий, самостоятельная деятельность ребенка, познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка, наблюдения за трудом взрослых, коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы,  художественно-творческая деятельность, игровая деятельность,  целевые прогулки, живой пример окружающих взрослых.
Цель: Формирование представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством воспитания навыков элементарной трудовой деятельности на занятиях «Академия профессий»

Основная идея: Разработка модели методического и организационно-педагогического сопровождения по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста навыков элементарной трудовой деятельности и формированию представлений о труде. Создание в учреждении дошкольного образования психолого-педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, что послужит ранней социализации ребенка, обобщению знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации на занятиях «Академия профессий»

                                                  Реализация проекта

I этап (организационный, 2022/2023 учебный год): разработка   и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический, 2023/2024 учебный год): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый, 2024/2025 учебный год): обобщение опыта работы, создание инновационного продукта – рабочей программы по ранней профориентации дошкольников .

Календарный план реализации педагогического проекта

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста

навыков элементарной трудовой деятельности

посредством специально организованных образовательных ситуаций»

на 2022/2023 учебный год

мероприятия Сроки Ответственный
1 Анкетирование родителей воспитанников для выявления потребностей воспитанников и их родителей, определение отношения родителей к ходу педагогического проекта

Сентябрь 2022 -

Май 2023

В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности;

воспитатели дошкольного образования

2 Проведение педсоветов, семинаров, заседаний творческой группы, открытых мероприятий на базе учреждения дошкольного образования для обмена опытом, совершенствования педагогического мастерства педагогов

 

Сентябрь 2022 -

май 2023

М.И.Мешкова заведующий;

В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности
3 Проведение промежуточных мониторинговых исследований для выяснения динамики достижений и уровня развития воспитанников

Сентябрь 2022 - 

май 2023
В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности
4

Разработка методических рекомендаций по организации работы

Январь 2023

В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности

А.В.Решетова, Ж.М.Фролова, воспитатели дошкольного образования

5 Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, банков по результатам реализации проекта Май 2023

М.И.Мешкова заведующий;

В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности

ОТЧЕТ

о промежуточных результатах

реализации педагогического проекта

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста

навыков элементарной трудовой деятельности

посредством специально организованных образовательных ситуаций»

Сроки реализации: 2022-2023

Актуальность педагогического проекта обусловлена тем, что позволяет обогатить и углубить знания и представления детей старшего дошкольного возраста о мире профессий. Знакомство с профессиями в ходе специально организованной ситуации, которую детям необходимо решить в образовательной деятельности способствует систематизации, расширению и закреплению навыков, полученных на занятиях «Академия профессий». Созданные образовательные ситуации знакомят детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, обогащают знаниями о реалиях окружающего мира: о предметах, явлениях, событиях. Дети узнают о взаимоотношениях и взаимодействии людей в рамках одной профессии. Родители привлекаются к проектной деятельности, организуют совместные фотовыставки, альбомы, проспекты, газеты и т.д. Мир профессий – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. При построении работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста навыкам элементарной трудовой деятельности, необходимо учитывать:

-наглядность,

-доступность,

-возрастные особенности,

-взаимодействие с законными представителями воспитанников.

А также различные формы работы: организованная образовательная деятельность, совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий, самостоятельная деятельность ребенка, познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка, наблюдения за трудом взрослых, коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы, художественно-творческая деятельность, игровая деятельность, целевые прогулки, живой пример окружающих взрослых.

Цель: Формирование представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством воспитания навыков элементарной трудовой деятельности на занятиях «Академия профессий».

Задачи:

  1. Разработка модели методического и организационно-педагогического сопровождения по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста навыков элементарной трудовой деятельности и формированию представлений о труде.
  2. Создание в учреждении дошкольного образования психолого-педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, что послужит ранней социализации ребенка, обобщению знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации на занятиях «Академия профессий».

               За указанный период было проведено анкетирование законных представителей старших воспитанников для выявления потребностей родителей в ознакомлении детей с профессиями взрослых. В результате выявлено, что родителям интересна данная тема, однако они испытывают затруднения.

               Воспитатели дошкольного образования Решетова А.В., Пухляк Л.Г. провели родительское собрание по теме «Ранняя профориентация воспитанников учреждения дошкольного образования», разместили в группах

в информационных уголках для родителей буклеты, памятки, папки-передвижки по теме «Роль родителей в выборе профессии», «Все работы хороши».

               Дети совместно с родителями посмотрели презентации, видеоролики, развивающие мультфильмы по теме «В мире профессий» на сайте youtube.com Проведены беседы с воспитанниками о профессиях родителей «Профессии наших родителей»: «Продавец», «Строитель», «Агроном», «Учитель», «Ветеринар».

               Музыкальный руководитель Кулева З.П. провела развлечение «Сельскохозяйственная ярмарка» с целью помочь воспитанникам соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей, планируется включение в календарный план новых развлечений по теме педагогического проекта. Проведены семинар для педагогов по теме «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями через сюжетно-ролевые игры» с целью самообразования, повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации совместной деятельности взрослого с воспитанниками по приобщению детей к миру профессий», консультация для педагогов по теме «Путь к профессии начинается с детства».

               Заместителем заведующего по основной деятельности Аскандаровой В.Г. разработаны методические рекомендации по организации работы. Творческой группой намечены темы создания мультимедийных презентаций о профессиях, о предприятиях и организациях города Смолевичи и Республики Беларусь, определены темы и содержание для изготовления лэпбуков по профессиям для воспитанников педагогами нашего учреждения дошкольного образования. Планируется выступление родителей с рассказом о своих профессиях, создание фотоальбома «Профессии моих родителей», «Древо профессий моей семьи».

 

Календарный план

реализации педагогического проекта

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста

навыков элементарной трудовой деятельности

посредством специально организованных образовательных ситуаций»

на 2023/2024 учебный год

Мероприятия Сроки Ответственный
1

Пополнение страницы официального сайта учреждения дошкольного образования новостями

о проводимых мероприятиях

в данном направлении с целью ознакомления общественности.

Оформление информационных материалов для родителей – буклеты, памятки, папки-передвижки и т.д.

по теме «Роль родителей в выборе профессии»,

«Все работы хороши» с целью формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии

Сентябрь 2023

Май 2024
В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности; воспитатели дошкольного образования
2

Проведение экскурсий с детьми и их родителями с целью расширения кругозора о различных профессиях

Изготовление лэпбуков о профессиях, семейных профессиональных гербов и древ, презентаций о профессиях родителей

Сентябрь 2023

Май 2024

В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности, 

Ж.М.Фролова, воспитатель дошкольного образования

3 Проведение педсоветов, семинаров, заседаний творческой группы, открытых мероприятий на базе учреждения дошкольного образования для обмена опытом, совершенствования педагогического мастерства педагогов

Сентябрь 2023 -

май 2024

М.И.Мешкова заведующий;

В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности
4 Проведение промежуточных мониторинговых исследований для выяснения динамики достижений и уровня развития воспитанников

Сентябрь 2023 -

май 2024
В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности
5

Разработка методических рекомендаций по организации работы

Январь 2024

В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности, 

Ж.М.Фролова, воспитатель дошкольного образования

6 Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, банков по результатам реализации проекта Май 2024

М.И.Мешкова заведующий;

В.Г.Аскандарова, заместитель заведующего по основной деятельности
свернуть