Страничка руководителя физвоспитания

Зимние виды спорта для детей

Совместные спортивные досуги и праздники в учреждении дошкольного образования как эффективная форма пропаганды здоровой и крепкой семьи

Лозунг «Здоровая семья – здоровый ребёнок» с каждым годом становится всё более значимым.

Человечество за тысячи лет своего существования, накопило громадный опыт и знания, позволяющие ему быть здоровым.   Но мы, современное поколение, не в полной мере пользуемся этим опытом. Большинство людей понимают роль спорта в жизни семьи и общества, но сами порой почему - то остаются в стороне. Одни ссылаются на то, что не времени, другие не хватает терпения. В семье родители часто не задумываются над тем, что дети в первую очередь берут пример с горячо любимых ими родителями. Если ребенок не делает зарядку, значит его не приучили к этому, и гимнастика не стала для него потребностью, но не, когда не поздно приобщить ребенка к спорту. Для этого нужно единственное - личный пример. Родители должны помнить, что воспитывать интерес и любовь к спорту нужно с самого раннего детства.

     Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей в вопросе формирования здорового образа жизни воспитанников является организация совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.  Одной из эффективных форм пропаганды здоровой и крепкой семьи в ДУ является проведение совместных спортивных праздников и досугов. Именно они помогают родителям в деле воспитания ребёнка, в повышении собственной компетентности, а также способствуют созданию эмоционального благополучия ребёнка дома и в группе, а ещё сближают дошкольное учреждение с семьёй.    Их цель – приобщение детей и родителей к физической культуре и спорту, здоровому семейному отдыху, получение заряда бодрости и энергии.

    При подготовке праздника мы сталкиваемся с рядом организационных трудностей: многие мамы не решаются участвовать в состязании, а папы ссылаются на занятость на работе. Родители должны знать, что спортивные праздники, досуги, развлечения дают детям возможность проявлять активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Участие в соревнованиях способствует повышению интереса физическим упражнениям формируют ловкость, решительность, выносливость.

     А родители участвуя в совместных мероприятиях получают возможность видеть, как ребенок виде себя в коллективе, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые состязания.

  Дети видя, как родители бегают, прыгают, соревнуются, проникают новыми чувствами к вам и испытывают огромную радость от взаимного общения.

   Дети особенно восприимчивы к положительному примеру близких, взрослых к укладу жизни семьи. Следовательно, если меры по укреплению здоровья ребенка, предпринимаемые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка у него развиваются определенные положительные склонности и интересы.

    Дети очень любят праздники, а когда рядом папа или мама — это праздник в двойне совместные праздники они надолго остаются в памяти взрослых и детей. Мне бы хотелось отметить, что семья и детский сад во взаимодействии друг с другом создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. И наши спортивные праздники, проводимые в детском саду направлены на то что бы сблизить детей и родителей и в первую очередь доставить радость детям от совместного выполнения заданий с вами уважаемые родители.

Подготовила: руководитель физического воспитания Гринченко Л.П.

свернуть

Полезна ли йога детям?

О целительной силе йоги и её воздействии на организм известно давно. Она повышает сопротивляемость к различным заболеваниям, укрепляет здоровье, развивает гибкость и выносливость, сосредоточенность и внимание, наделяет умением расслабляться и спокойно воспринимать окружающий мир. Можно ли заниматься йогой детям, с какого возраста и чем она может быть им полезна?

Полезна ли йога детям?

У ребёнка особая психология: ему быстро наскучивает однообразие и монотонность. При этом он остро нуждается в энергичном движении и деятельности. Йога – отличный способ направить энергию в нужное русло, т.к. она предполагает разнообразие динамичных действий. Занятия помогут избавиться от излишней закрепощённости, комплексов и страхов. Выполнение асан после школы, изнурительной умственной и эмоциональной нагрузки поможет расслабиться и подготовиться к следующему дню.

К тому же во многих семьях родителям некогда общаться с ребёнком и водить его в театры, музеи, вместе смотреть интересные фильмы. Отдавая малыша на занятия в йога-студии, можно вытянуть «счастливый лотерейный билет». Кроме выполнения асан, дети поют, рисуют, читают и это всё тоже можно назвать йогой. Ребёнок видит, что его слышат и слушают, ему улыбаются, хвалят. В частности, через рисунок проявляется его понимание и восприятие мира, таким образом малыш естественно самовыражается. Занятия повышают доверие к окружающему миру, в ходе их формируются дружба и взаимопомощь, развивается смелость и другие качества.

Со стороны может показаться, что дети просто бегают и прыгают, принимая статичные позы, однако в действительности такие упражнения- асаны оказывают комплексный положительный эффект: улучшается осанка и координация движений, повышаются гибкость и ловкость. Вместе с тем дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и находят выход энергии.

В целом йога нужна детям для того же, что и взрослым. Причём, начав занятия с ранних лет, в будущем ребята могут добиться ещё больших результатов и избежать многих проблем.

С какого возраста можно начинать заниматься

Здесь необходимо говорить не столько о каком-то конкретном времени, сколько о желании. Если оно есть, то малыш с удовольствием может заниматься и в два, и в три, и будучи старше. Самым сильным стимулом является пример родителей-энтузиастов. Например, многие мамы после родов продолжают практику дома. Ребёнок начинает копировать ее движения и, таким образом, выполнять асаны. При этом всё происходит в непринуждённой форме, как игра.

Возраст действительно не имеет значения. Есть даже специальная беби-йога – для детей от двух месяцев до года, где мама с малышом погружаются в тёплую, доброжелательную атмосферу. К тому же, это прекрасная возможность заниматься йогой вместе с ребёнком, не задумываясь о том, с кем бы его оставить на время практики. Занятия сочетают все благотворные свойства прикосновения, радости движения и покоя, внимания и ласки – всего того, что так важно детям с раннего возраста.

Если ребёнок в 2–3 года может и желает выполнять упражнения дальше, стоит задуматься о групповых занятиях йогой, естественно, под руководством грамотного и опытного инструктора. Это практикуется уже во многих странах. Если есть возможность, то лучше организовать занятия для маленьких детей в доме или большой квартире. Домашняя обстановка позволит малышам вести себя неформально и раскованно.

Очень важное условие занятий – игровая форма преподавания. Это должен быть сеанс игры с лёгкими элементами йоги не более 20 минут с трёхминутным перерывом в середине на отдых. Игра заключается в подражании животным через асаны, смех, позитивные действия. Очень важно наличие креативного, общительного инструктора, любящего детей. Это основные признаки удачной группы 3–5 летних «йогинов». И, конечно же, без помощи, присутствия и поддержки родителей невозможно построить грамотные полноценные занятия.

Дети 6 лет могут уже заниматься в йога-студии. Они способны слушать и слышать указания инструктора. Занятия также проходят в игровой форме, но необходимо делать много перерывов на отдых.

Практика показывает, что тренировки ребят в 7–8 лет уже действительно похожи на йогу, хоть и адаптированную. К этому возрасту ребёнок более или менее сформировался, имеет хорошую выносливость, но двигательная активность из-за сидячего образа жизни (малоподвижная учёба в школе, работа дома за компьютером) очень низкая. У школьников увеличен волевой аспект, а значит, и концентрация на асане будет лучше и дольше, хотя занятия по-прежнему предполагают элементы игры, в которой нет места напряжению и принуждению.

Практика йоги для подростков будет развивать спокойствие, сдержанность, концентрацию. Динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят поддерживать физическую форму, повысить самооценку и справиться со стрессами повседневной жизни.

При этом руководство внимательного и чуткого, грамотного инструктора обязательно, ведь это ещё дети, причём пребывающие в состоянии физического подъёма на фоне общей психологической неуравновешенности.

 В это время инструктор должен обучать позам, помогающим преодолеть неуверенность и обрести физическое и душевное равновесие. А также и это главное – вдохновлять ребят, показывать положительный пример, но ни в коем случае не давить, не заставлять и не поучать.

Молодые люди 16–18 лет отличаются более высокой силой и энергией и могут постигать некоторые тонкие особенности выполнения асан. Они способны осваивать более сложные разнообразные техники, причём учитель не может требовать от них более высокой точности при выполнении движений. На занятиях можно увеличивать как интенсивность, так и продолжительность без перерывов.

Хороший детский инструктор – это...

Инструктору йоги необходимо знать детскую психологию и совершенствовать свои знания в этой области. Ведь есть занятия и для шестилеток, и для школьников, и для подростков. Все они строятся на понимании того, что нужно ребёнку в каждом конкретном возрасте. Потому подходы, применяемые к детям шести, семи, десяти и шестнадцати лет, должны быть различными.

Как в детском возрасте, так и в подростковом ребята бывают рассеянными, невнимательными и неуравновешенными. Тем более, сейчас, когда темп жизни быстрый, питание некачественное и несбалансированное, много соблазнов и агрессии... Дети не знают, как себя вести в обществе, допускают много ошибок, остро реагируя на грубые действия других. Необходимо уметь входить в контакт и налаживать доверительные отношения с ребёнком, быть ему другом.

Йога как игра

Дети любят животных и объекты природы, а потому хорошо воспринимают позы, подражающие им. С удовольствием, например, изображают собачку, котика, крокодила или птицу, их стойки и звуки. При этом важен факт самого выполнения, а не правильность и точность асан. Такие занятия обычно проходят весело и шумно, а результат – расслабление, удовлетворение ребёнка, желание приходить в группу снова и снова.

Обязательным условием взрослой йоги является название асан инструктором на санскрите. Но в детских группах этого делать не стоит, т.к. малыши ещё не запоминают. У детей хорошо развито образное мышление и представление, поэтому лучше проговаривать: «Поза рыбы», «Собака мордой вниз» и др.

Фикр дыхания

Справка

Дыхательные пранаямы, которые даются в йога-классах, в детском и подростковом возрасте запрещены. Единственное исключение – практика «Фикр дыхания».

Суть практики – наблюдение (сидя или на ходу) за вдохом и выдохом.

При этом важно отмечать, какие они в данный момент. Например, учащённые, что свойственно для стрессовых ситуаций, как на экзаменах или в других случаях, связанных с волнением. Отслеживая своё дыхание, осознавая его, мы уже входим в практику и начинаем его контролировать.

И подростки, и взрослые люди в состоянии в течение дня, начиная от пробуждения и заканчивая отходом ко сну, вспоминать о своём дыхании, наблюдать и познавать его ритм. Если днём были какие-то неприятности, то следя за дыханием, можно привести своё состояние в момент, как говорят йоги, «здесь и сейчас», уходя из воспоминаний и проигрывания уже прошедшей ситуации.

Попробуйте эту очень простую практику. Просто будьте сознанием в дыхании. Мудрецы говорят: «Кто познал своё дыхание, тот познал жизнь и изменил её к лучшему».

Не бойтесь отдавать детей в студии йоги. Сделайте шаг к тому, чтобы они стали здоровыми, жизнерадостными, свободными, целеустремлёнными и успешными.

Автор: ЕЛЕНА МЕРКУЛОВА, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта БГУ, инструктор йоги

Подготовил: руководитель физического воспитания Гринченко Л.П.

свернуть

Как выбрать вид спорта для ребенка? Польза различных видов спорта

Выбираем вид спорта для ребенка: бассейн. Плавание не только развивает все группы мышц и учит выносливости. Пребывание в воде действует успокаивающе на психику. Поэтому гиперактивных детей рекомендуется приводить в бассейн.

Кроме того, бассейн рекомендован детям, страдающих частыми простудными заболеваниями – занятия в воде закаляют организм. Для девочек можно отдать предпочтение синхронному плаванию.

Выбираем вид спорта для ребенка: командные игры. Игры рекомендуются как очень общительным детям (в команде они будут чувствовать себя как рыба в воде), так и застенчивым, не умеющим общаться детишкам (игра в команде привьет ребенку коммуникативные навыки, научит дружить, отвечать не только за себя, но и за команду).

Вообще, командные игры очень полезны для психологического развития детей. И, конечно, для физического. Выбирать конкретный командный спорт для вашего ребенка нужно в зависимости от его личных пожеланий, а также от способностей и физических данных.

Так, например, в баскетболе и волейболе успеха добиваются в основном только высокие игроки. В футболе важно умение быстро и долго бегать. В хоккее – физическая сила и хорошая координация. В водном поло – любовь к воде и умение плавать.

Недостаток спортивных игр – высокий уровень травматизма, без которого, впрочем, не обходится ни один вид спорта. Многое здесь зависит от опытности тренера.

Выбираем вид спорта для ребенка: легкая атлетика. Бег формирует выносливость и развивает все группы мышц. Прыжки требуют наличия некоторых способностей, но в целом необходим высокий уровень физической подготовки, поэтому прыгуны всегда находятся в отличной форме.

Детям с плоскостопием заниматься бегом нельзя. Но даже здоровые стопы у бегунов могут деформироваться. Однако мы говорим не о профессиональном спорте (пока), а о занятиях ради здоровья, поэтому если ваш ребенок здоров, опасаться, что занятия принесут ему вред, не стоит.

Выбираем вид спорта для ребенка: гимнастика. Спортивная гимнастика способствует гармоничному развитию тела и формированию красивой фигуры – как у девочек, так и у мальчиков. Дети, увлеченные спортивной гимнастикой, становятся очень сильными физически. Поэтому можно привести в гимнастическую секцию детей слабеньких или склонных к образованию лишнего веса. Занятия гимнастикой помогут преодолеть эту склонность и набраться сил.

Художественная гимнастика делает фигуры девочек изящными и грациозными. У девочек улучшается осанка, укрепляются мышцы, развивается координация. Но стоит учесть, что успехов в художественной гимнастике добиваются девочки с особым строением тела – высокие, худощавые, с длинными конечностями и врожденной гибкостью.

Однако это вовсе не значит, что маленькая пышечка не получит от занятий гимнастикой никакого результата! Занятия будут полезны любой девочке. Если вы сразу настроитесь на то, что вам важны недостижения, а здоровье и гармоничное развитие, то и огорчений в будущем не будет. Важно дать такой настрой и девочке. Никто не знает, что преподнесет нам судьба – быть может, девочка, вопреки своим «неподходящим» данным, станет олимпийской чемпионкой в этом виде спорта!

Выбираем вид спорта для ребенка: лыжи. Занятия на лыжах способствуют развитию выносливости, силы, координации. Лыжный спорт тренирует сердце и закаляет организм. Рекомендуется заниматься на лыжах часто простужающимся детям. Занятия на свежем воздухе полезны всем детям без исключения!

Выбираем вид спорта для ребенка: боевые искусства. Эти виды спорта учат детей постоять за себя, а это иногда очень дорогого стоит. Гиперактивные и агрессивные дети, занимаясь боевыми искусствами, становятся спокойнее и сдержаннее. Боевые искусства закаляют характер и делают детей психологически сильными. Им легче справляться со стрессами.

Как выбрать вид спорта для ребенка? Важные рекомендации

Итак, мы перечислили, в чем польза самых популярных видов спорта.

 Стоит учесть эту информацию, выбирая секцию для ребенка. Но этого недостаточно. Что еще поможет сделать правильный выбор?

1.Не ведите туда, где поближе. Ведите туда, где ребёнку нравиться.

Нужно выбирать вид спорта вместе с ребенком. Если он еще маленький и знает не все виды спорта, познакомьте его с ними. Покажите картинки и видео из интернета, расскажите правила, объясните, чем каждый из видов спорта полезен и интересен. Ребенок обязательно выскажет свои пожелания, и уже вместе вы определитесь – куда идти. Если есть возможность, можно выбрать два разных занятия: то, которому отдал предпочтение ребенок, и то, которое проводится близко к дому. Попробовав и там, и там, ребенок окончательно определится – либо останется в одном месте, либо будет заниматься обоими видами спорта.

2. Сначала – к врачу. Прежде чем отвести ребенка в физкультурно-оздоровительный комплекс или в бассейн, посетите вместе с ним доктора – педиатра или врача ЛФК. Врач подскажет вам, подходят ли ребенку выбранные виды спорта. Если вы еще не определились с выбором, врач поможет сделать это. Он подскажет, какие именно занятия более всего нужны вашему ребенку. А какие-то, возможно, будут противопоказаны и принесут вред. Без консультации врача не торопитесь погружать ребенка в мир спорта.

3. Познакомьтесь с тренером. Очень важна и психологическая атмосфера, в которой окажется ребенок. Написав заявление на имя директора, не спешите уходить. Познакомьтесь с тренером, поговорите с ним. Подумайте – будет ли ребенку комфортно под руководством этого человека?

Поприсутствуйте, если это возможно, на паре-тройке первых занятий вашего ребенка. Оцените методику тренера – подходит ли она вашему ребенку. Не стесняйтесь задавать вопросы и не бойтесь «менять лошадей на переправе» — это ваш ребенок, и вы обязаны заботиться о его здоровье и комфорте. Если тренер вас не устраивает, поищите такую же секцию в другом месте.

Не настраивайте ребенка сразу на высокие достижения.

 Главное – здоровье и гармоничное развитие. Если все пойдет хорошо и ребенку будет интересен спорт – он сам захочет чего-то достичь. Ключевое слово – «сам». Если же его изначально мотивировать на большой спорт, это может вызвать чувство неуверенности в себе, страх не справиться и подвести родителей, не оправдав их ожиданий.

Кроме того, сложные тренировки в раннем возрасте могут оказаться чреватыми. Измученные тренировками, многие дети рано или поздно категорически отказываются от спорта. Зато те, кого не заставляли, а мягко мотивировали на занятия ради здоровья, увлекаются и продолжают заниматься и поддерживать форму всю жизнь.

Подготовила: Гринченко Л.П.,

руководитель физического воспитания

свернуть

Семейная физкультура – польза родителям и детям

Как развить в ребёнке дисциплинированность, и практически убрать риск развития сколиоза? Есть одно средство, которое может решить все эти и ещё целый ряд других наиважнейших задач. Это совместные занятия родителей и детей оздоровительной физкультурой. Немаловажно, что для этого не надо специальных тренажёров и не нужно никуда ездить, достаточно немного свободного пространства и 15–20 минут в день, а польза от таких тренировок будет и родителям и детям!

Благодаря совместным занятиям физкультурой достигается целый ряд целей. Самый главный результат – дополнительное общение в необычной обстановке, когда взрослые выступают в роли тренера и наставника. А как утверждают детские психологи, чем больше родители общаются с детьми, тем лучше, особенно если это происходит в нестандартных ситуациях. Совместная тренировка как раз предоставляет великолепную возможность для этого. А еще она увеличивает вероятность того, что в будущем ребёнок будет самостоятельно заниматься своим здоровьем.
Выполнение упражнений дисциплинирует детей, а у родителей появится лишний повод отвлечься от своих «серьёзных и взрослых» забот, почувствовать себя ребёнком и начать бороться с гиподинамией, которая присутствует в жизни большинства взрослых. 
У детей очень редко встречаются проблемы с внутренними органами и очень часто - с опорно-двигательным аппаратом (плоскостопие, сколиоз и другие нарушения в осанке). 3–4 упражнения, выполняемых ежедневно, могут практически полностью снять эту проблему с повестки дня. Несмотря на то, что занятия с детьми должны проходить в форме игры, взрослые должны соблюдать ряд правил, выступая в роли тренера.
  1. Насильно заставить ребёнка что-то сделать практически невозможно. Надо создать такую атмосферу, чтобы ребёнок сам захотел выполнять упражнения. Добиться этого проще всего, используя такое свойство детского характера, как стремление повторять всё за взрослыми. Если ребёнок будет видеть, что мама или папа (а лучше оба) выполняет простые и доступные упражнения, то практически наверняка через несколько дней он будет всё повторять.
  2. Выполнять упражнения можно в любое время суток. 
  3. Надо очень внимательно следить за продолжительностью тренировки. Дело в том, что дети, в отличие от взрослых, не чувствуют усталости и могут бегать и заниматься до изнеможения. Нормальный оздоровительный эффект будет сопутствовать занятиям продолжительностью 10–20 минут. Более короткие тренировки не позволят выполнить необходимый набор упражнений, а более длительные занятия будут утомлять ребёнка и морально, и физически.
  4. У детей, как и у взрослых, со временем будут появляться «любимые» и «не любимые» упражнения. За этим надо следить: частое выполнение «любимых» упражнений может навредить организму и способствовать развитию нарушений опорно-двигательного аппарата. Игнорирование необходимых упражнений будет приводить к такой же ситуации.
  5. Дети склоны переоценивать свои физические возможности (особенно силу) или, вернее, недооценивать сложность выполнения упражнений, поэтому часто случается, что 5-6-летний ребёнок пытается поднять гирю весом 32 килограмма, а девочки - встать на мостик из стойки на ногах без посторонней помощи. Такое стремление, конечно же, похвально. Но это только с одной стороны, а с другой, есть вероятность появления травм (физических, а следом и психологических), из-за которых у ребёнка может сформироваться комплекс негативных эмоций по отношению к спорту. Чтобы избежать этих проблем, родители должны внимательно следить за интенсивностью и сложностью выполняемого комплекса упражнений. 
В 6-7-летнем возрасте ребёнок активно и с интересом осваивает новые движения. Совместные тренировки с родителями ему должны в этом помогать, для этого взрослым надо максимально разнообразить арсенал выполняемых упражнений, чтобы развивались координация и культура движения. 
В этом возрасте все физические качества (быстрота, выносливость, скорость и так далее) увеличиваются, только гибкость суставов, связок и мышц снижается. Этот факт надо учитывать при выборе упражнений для занятий.
Подготовила: Гринченко Л.П., 
руководитель физического воспитания
свернуть

Закаливание детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому все здорово"! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются "сбои" и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки".

В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. В папирусах Древнего Египта, к примеру, обнаружены указания на то, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры.

Основными средствами закаливания являются воздух, вода, солнечные лучи; сочетание с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих воздействий.

Наиболее распространенная и доступная форма закаливания - использование свежего воздуха.

Использование для закаливания водных процедур имеет свои особенности; вода - более энергичный закаливающий фактор, чем воздух. Теплопроводность воды в 28 раз больше теплопроводности воздуха. Кроме температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, являясь своеобразным массажем, который улучшает капиллярное кровообращение.

К закаливающим факторам относятся также действие солнечных лучей и физические упражнения, в частности, утренняя гигиеническая гимнастика.

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания, независимо от возраста человека или от действующих факторов закаливания. Эти принципы следующие:

1. Систематичность проведения закаливающих процедур во все сезоны года.

Естественной (безусловно рефлекторной) реакцией организма на холод является максимальное сужение, а затем максимальное расширение сосудов для того, чтобы усилить кровоток и согреть организм. Но через некоторое время это приводит к еще более сильному переохлаждению. Путем же регулярного закаливания можно выработать условно рефлекторное сужение сосудов до оптимального размера, предотвращающее охлаждение организма.

2. Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Важность этого принципа определяется самой сущностью закаливания - постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору не только не принесет пользы, а, наоборот, вызовет заболевание, простуду. Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно.

На занятиях по физкультуре закаливающими факторами можно считать следующие :

  1. Использование легкой физкультурной формы (закаливание воздухом): футболки, шорты, носки и спортивная обувь
  2. Наличие физических нагрузок в соответствии с принципами закаливания (систематичность и постепенность усложнения)
  3. Проведение физкультурных занятий на воздухе ( закаливание солнцем и воздухом )
  4. Соблюдение температурного режима в зале
  5. Ходьба по массажным коврикам
  6. Дыхательная гимнастика (логоритмические упражнения в структуре занятия)
  7. Ритмическая гимнастика (высокая двигательная активность в соответствии с принципами систематичности и постепенности усложнения)

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Для повышения мышечной активности необходимы физические упражнения для совершенствования двигательных процессов и навыков, осанки, предупреждения развития плоскостопия. В детских дошкольных учреждениях физические упражнения проводят в виде групповых гимнастических занятий и некоторых спортивных развлечений. Одежда ребенка должна быть свободной и не стеснять движения. Для придания разнообразия и увлекательности занятиям необходимо использовать различные предметы, спортивное оборудование и инвентарь: например: мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки, ленточки с кольцами и т.п. Гимнастические упражнения лучше проводить не раньше, чем через 30 мин после завтрака или дневного сна. Весьма важно, чтобы у детей сформировалась привычка делать утреннюю гимнастику систематически. В особенности важно проводить сеансы гимнастических упражнений после длительных малоподвижных занятий рисования, лепки, рукоделия. Воспитатель, медицинская сестра или родители должны освоить те упражнения, которые будут предложены детям. Рекомендуется давать задания детям четко и ясно, без длинных, пространных объяснений, поскольку в этом возрасте трудно сконцентрировать их внимание. Рационально упростить команды, называя упражнения обобщенным образом, например: «кошки», «хвосты», «паучки» и др. Не следует требовать от детей абсолютно правильного выполнения задания, поскольку в этом возрасте еще несовершенна координация она находится лишь в стадии становления. Дети дошкольного возраста быстро отвлекаются при однообразных упражнениях. Занятия необходимо построить таким образом, чтобы обязательная часть, связанная с выполнением упражнений, осуществлялась динамично и сконцентрированно, а далее, во второй части, необходимо перейти к упражнениям, где в большей степени имеется игровой элемент. Организация физических упражнений при закаливании детей предусматривает прежде всего подбор упражнений с преимущественным развитием больших мышечных групп. Необходимо чередовать упражнения большой и малой интенсивности. Длительность занятий с детьми 5-го года жизни составляет 25-30 мин. Вводная и подготовительная части занятий занимают 6-7 мин. Помимо специальных занятий, дети ежедневно выполняют утреннюю гигиеническую гимнастику, а во время прогулок осуществляют подвижные игры, овладевают некоторыми видами спортивных развлечений (санки, лыжи, велосипед, самокат). Комплексы утренней гимнастики должны включать имитационные движения, упражнения для развития мышц туловища, приседания, подтягивания, ходьбу, прыжки и бег. У детей этого возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой или имитацией игры. Во время занятий необходимо чередовать упражнения для всех групп мышц. При этом происходит совершенствование ходьбы, бега, прыжков, лазания. Эффективность занятий в особенности велика при положительном эмоциональном фоне ребенка. Не менее важно, чтобы соблюдалась постепенность в нарастании сложности упражнений и величины нагрузки на скелетные мышцы. Одной из наиболее эффективных форм работы на занятиях по физкультуре в детском саду является ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика тренирует дыхательную систему и обеспечивает организм ребенка необходимым количеством кислорода. Физиологические особенности дошкольников подтверждают это положение. Интенсивность окислительных процессов в организме ребенка выше, чем у взрослого, а поэтому потребность ребенка в кислороде больше. Дыхательный аппарат дошкольников еще несовершенен, в связи с этим дыхание поверхностное и учащенное, не обеспечивающее должного потребления кислорода. В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующих на все части тела, различные группы мышц, а также развивающих все физические качества, такие как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность.

Создание условий организации оздоровительных режимов для детей в дошкольном учреждении.

 

  1.  Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (четырёхразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
  2.  Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
  3.  Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
  4.  Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
  5. Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.

Суммируя научные данные об использовании естественных факторов природы, физиолог А. П. Парфенов отмечал, что можно ...определить закаливание человека как частный случай тренировки, направленной к совершенствованию способности организма выполнить работу, связанную с повышением стойкости своих тканей по отношению к действию вредных влияний.

Закаливание ребенка имеет огромную роль в формировании здоровья детей. Закаливание водой, воздухом, солнцем - все это приводит к закаляющим свойствам, главное правильно выбрать методику закаливания, иначе процедуры могут привести к негативным последствиям.

Окружающий мир, в том числе и специально создаваемые воздействия в целях закаливания, воспринимается органами чувств и через центральную нервную систему влияет как на деятельность внутренних органов, так и на весь организм в целом. Возникает напряжение вегетативных функций, так называемое состояние стресса. При этом происходит мобилизация всех защитных сил организма: соответствующая координация основных функций жизнеобеспечения (дыхания, кровообращения, основного обмена), перестройка процессов терморегуляции, повышение иммунных свойств крови и др. Все это в совокупности обеспечивает способность человека не заболеть, сохранить свою физическую и психическую работоспособность даже при внезапном и неблагоприятном изменении внешних условий. В детском возрасте это имеет особо важное значение.

Закаленный ребенок наименее подвержен последствиям самых различных стрессов. Он более адаптивен, легче приспосабливается к новым условиям и обстановке. При переходе в школу, ребенок переживает сильнейший стресс, в настоящее время отмечается большое количество случаев школьной дезадаптации. Закаливание в детском саду является одним из факторов ,  оказывающих положительное влияние на успешность адаптации дошкольника к условиям обучения в школе. Простейшие формы закаливающих мероприятий так же доступны и в условиях школы. Преемственность в этой работе является условием реализации основных принципов закаливания – постепенности и систематичности.

Взаимодействие дошкольного учреждения и школы в этом аспекте, является, в свою очередь, залогом сохранения здоровья ребенка и создания комфортных условий для его всестороннего развития.

Подготовила: Гринченко Л.П.,

руководитель физического воспитания

свернуть

Роль подвижных игр в развитии здорового ребенка

Подготовила: Гринченко Л.П., 
руководитель физического воспитания
свернуть

Картотека игр по формированию здорового образа жизни

Подготовила: Гринченко Л.П., 
руководитель физического воспитания
свернуть

Подвижные игры весной

Подвижная игра с детьми на свежем воздухе может рассматриваться и как средство воспитания, и как средство закаливания. К тому же, игра вообще развивает воображение, тренирует память и сообразительность. На свежем воздухе эффект усиливается за счёт постоянного притока свежего воздуха, он стимулирует мозг к активной работе. Подвижные игры полезны всем, и взрослы и детям. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен органов, функциональную деятельность всех органов и систем. Подвижные игры вносят радость в жизнь ребенка. Особенную ценность имеют игры, в которых дети играют вместе с родителями. Личный пример взрослого повышает интерес детей к двигательной деятельности, благотворно влияет на воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом.

В подвижной игре дети начинают проявлять свою самостоятельность, именно здесь закладываются основы их нравственного и физического воспитания. В активной игре ребёнок должен проявить не только ловкость и выносливость, но также и находчивость, развивается его логическое и математическое мышление.

Двигательная активность и положительные эмоции, вызываемые движением, не только улучшают настроение детей, но и формируют их позитивный взгляд на многие вещи, на отношения с родными, с друзьями. Ребёнок, который мало общался со сверстниками в детстве и редко играл на улице в компании ровесников, часто вырастает нелюдимым, некоммуникабельным человеком. Ему просто негде было получить тот навык непринуждённого общения, который так пригодился бы ему в жизни. Организованность и отсутствие комплексов тоже формируется во время подвижных игр со сверстниками или с родителями, ведь именно в игре ребёнок учится быстро решать все возникающие проблемы, быстро реагировать на происходящее.

При проведении игр с детьми весной, необходимо первым делом учитывать специфику этой поры года.

Наиболее благоприятным временем для проведения подвижных игр на воздухе является поздняя весна.

Значительные затруднения вызывает проведение подвижных игр на воздухе ранней весной. Тяжелая одежда и обувь затрудняет движение детей, делает их неповоротливыми, неловкими. В этот период возможны самые простые игры бегом, с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым.

Несмотря на яркое пригревающее солнышко, весна-это все же прохладное время года. В холодные дни целесообразно проводить игры большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Эти игры помогут ребенку лучше перенести холодную погоду. В сырую и дождливую погоду следует играть в малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства (например, «Почки, листочки, цветочки»«Ищем подснежники»).

В теплые весенние дни следует проводить игры с прыжками, бегом, метанием, упражнения на равновесие.

Главная задача для родителей-научить ребенка играть и поощрять игры, самим участвовать в детских забавах. Участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа-они такие же как он, им можно доверять. Совместные игры приносят радость общения, создают хороший контакт между родителями и детьми, одновременно способствуют укреплению здоровья.

Все дети разные: кто очень подвижен, кто малоподвижен. Но играть любят все без исключения. Если правильно подобрать игру для своего ребенка, то самый подвижный сможет заинтересоваться ходом игры, малоактивный ребенок начнет быстрее бегать. И самое главное, что в игре есть свои правила и требования. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их, формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение.

Подбирать игры нужно учитывая возраст ребенка. Если игра слишком сложная, ее можно упростить.

Игры весной разнообразны. Вот несколько занимательных игр на свежем воздухе для детей, с помощью которых ребята смогут выплеснуть свою энергию и хорошо повеселиться.

«Забавные прыжки». Перед началом этой игры мелом или палочкой необходимо начертить окружность радиусом 1,5-2 метра. Один из ребят размещается в центре круга, а все остальные рассредоточиваются по его периметру. По сигналу все игроки начинают поочередно впрыгивать и выпрыгивать из круга. Ребенок, стоящий в центре, должен дотронуться до них рукой, после чего ребята считаются пойманными. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник.

«Котенок». Среди игроков выбирают водящего, который прячется за деревом или любым другим предметом и начинает мяукать. Остальные ребята должны максимально быстро его найти. При этом «котенку» разрешается менять свое местоположение, пока никто не видит. Игра продолжается до обнаружения водящего, а затем при желании повторяется с новым игроком в его качестве.

Также для компании детей на свежем воздухе подойдут веселые игры-соревнования :

«Бег наоборот». В этой забаве все ребята делятся на пары, участники каждой из которых поворачиваются спиной друг к другу и держатся за руки. В таком положении, не отцепляясь друг от друга, им необходимо добежать до заданной точки и обратно. Выигрывают участники, которым удалось добиться цели быстрее других.

«Пускаем кораблики»

Мамы и папы, в детстве пускавшие кораблики, наверняка помнят, что весенние игры для детей не требуют особых приготовлений. В качестве лодок для ручейных плаваний годятся палочки, щепочки, сухие листья, кусочки коры или фантики. Находим ручеек, опускаем импровизированный кораблик в воду и идем (или бежим) рядом, наблюдая за тем, как ловко он обходит мели, как легко справляется с порогами.

Если у вас есть время, вы можете сделать кораблик заранее. Из чего же его соорудить? 2 идеи вам в помощь:

1. Самое простое – из скорлупы грецкого ореха. Пусть малыш прилепит на дно скорлупки кусочек пластилина, воткнет зубочистку и наденет на нее яркий конфетный фантик. Кораблик готов. Можно в качестве парусов нарезать бумажные квадратики и раскрасить их красками.

2. Отличные кораблики получаются из маленьких пакетиков от сока. Благодаря особому водонепроницаемому материалу они не промокнут и не потонут, в отличие от бумажных. Если вы планируете сделать из коробочки кораблик, не прокалывайте соломинкой фольгу. Прорежьте дырочку на лицевой стороне сока, где написано название, слейте сок в стакан, а эту сторону вырежьте, чтобы получилось «корытце». Берем кусочек пластилина, устанавливаем на кораблик мачту из соломинки, крепим парус из кусочка бумаги. Скотчем приклеиваем к «носу» корабля веревочку, и тогда маленький капитан в резиновых сапогах сможет вести кораблик за собой по весенним ручьям. Не забудьте дать кораблю имя.

«Играем с лупой». Можно отправиться погулять в парк и всё рассмотреть через лупу – это очень интересно и не только для детей, но и для взрослых. Рассматривайте траву, жучков, паучков. Такая весенняя игра развивает мышление и творческие навыки ребёнка.

«СУША – ВОДА»

Количество игроков: любое

Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например, море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.

«Штандер-Стоп»

С помощью считалочки выбирается водящий, остальные игроки образуют круг. Центр круга желательно обозначить мелом. Водящий берет мяч и встает в центр круга. Расстояние от центра круга до остальных игроков должно быть один-два шага.

Водящий подкидывает мячик высоко вверх и называет имя любого игрока из круга. Названный игрок должен попытаться поймать мяч. Если ему это удалось, игрок становится новым водящим, а бывший водящий занимает его место в кругу.

Если игрок не успел поймать мячик и он упал, коснувшись земли, все игроки разбегаются в разные стороны до тех пор пока игрок не поднимет мячик и не крикнет «Штандер!» или просто «Стоп!». После этого все игроки замирают, и игрок, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в любого игрока. Если ему это удалось, осаленный игрок становится новым водящим, если он ни в кого не попал, он водит снова. И многие другие.

При организации подвижных игр с детьми родителям стоить помнить, что игра должна нравиться ребенку, доставлять ему радость, быть интересной, доступной (по возрасту и возможностям). Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, что будет угрожать здоровью ребенка. А также желательно поддерживать у ребенка активность, творческий подход к игре.

Подготовила: Гринченко Л.П.,

руководитель физического воспитания

свернуть

Здоровый образ жизни в стихах, загадках, пословицах, считалках

Подготовила: Гринченко Л.П., 
руководитель физического воспитания
свернуть

Профилактика нарушений осанки

Нарушение осанки у детей встречается очень часто. Что же может произойти? Если ребенок неправильно держит тело, его грудная клетка постепенно сужается, делается плоской, углы лопаток начинают торчать, отходя от позвоночника, спина горбится, живот выпячивается вперед. Начинает искривляться позвоночник. Все это вредит здоровью.

Причины неправильной осанки:

         Привычка стоять с опорой на одну ногу.

         Походка с опущенной головой.

         Одностороннее отягощение.

         Привычка сидеть на передней части стула.

         Высокий стул, стол.

         Очень мягкая мебель, постель, подушка.

         Привычка спать в одной позе, на одной стороне.

      Основным средством профилактики и лечения сколиоза служат физические упражнения, способствующие подвижности грудной клетки, укреплению мышц спины, межлопаточной зоны, живота, а также устранение причин возникновения неправильной осанки.

       Для профилактики и коррекции сутулости:

         Прогибание спины назад с отведением рук вверх назад;

         ходьба на носках с прогибанием спины;

         прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием;

         вытягивание сцепленных рук назад, прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.

  При искривлении позвоночника в поясничном  отделе:

         Наклоны вперёд с доставанием носков (пола);

         упражнение «велосипед» - в положении лёжа на спине;

         наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног, и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости;

         сгибание ног, в положении лёжа; доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке);

         подтягивание бедра к груди, лёжа на спине.

  При боковом искривлении:

         Пружинящие наклоны вправо;

         поднимание левой руки вверх с отведением правой назад:

         прогибание спины с отведением левой руки вверх в положении лёжа на животе; прогибание спины из положения, стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх.

   Упражнения, выполняемые лёжа на спине, животе, разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности поражённого сегмента, укрепляют мышечный корсет.

Подготовила: Гринченко Л.П., 
руководитель физического воспитания
свернуть

Советы руководителя физического воспитания

Физическое воспитание – составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

Когда начинать заниматься

Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятия в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка – в культурно-просветительских учреждениях, в спортивных обществах, где ребенок занимается под руководством специалиста.

Сколько заниматься

Возможность включать в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Рекомендую папам это ответственное занятие взять на себя. Необходимо уделить ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.

Продолжительность занятий родителей с ребенком различна, она зависит от возраста ребенка, от наличия свободного времени.

Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки выполняются легкие и уже знакомые упражнения. Продолжительность утренних занятий не более 10 минут.

Упражнения перед ужином – наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заниматься с ребенком. В этот период есть время для упражнений, формирующих правильную осанку.

Продолжительность занятий с детьми 2-х – 3-х лет – 10-15 мин; ;4-х лет 20 минут; 5 – 6 лет 25-30 минут. С 7-ми лет до 45минут.

После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна (Это касается любого времени суток), а кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.

Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе.

Как заинтересовать ребенка заниматься физкультурой

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление упражняться дальше, осваивать новые, более сложные движения. Старшим дошкольникам кроме похвал, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимо заниматься физкультурой: чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегоняли другие дети, чтобы он скорее научился плавать, чтобы у него была правильная красивая осанка и мягкая походка.

Подготовила: Гринченко Л.П., 
руководитель физического воспитания
свернуть

Памятка при проведении оздоровительных мероприятий


Диагноз

Симптомы,

требующие

направления к врачу

Рекомендации

Противопоказания

Ревматизм. Ревмокардит

Появляется одышка, ощущение явного перебоя сердца.

Использовать дозированную ходьбу, чередование ходьбы и бега (10м – бег, 40м – ходьба). Плавание. Все дыхательные упражнения без статического напряжения. Игры средней и малой подвижности.

Исключить прыжки, скоростно-силовую направленность, соревновательные и высоко эмоциональные занятия.

Клапанные пороки сердца.

 Появление одышки. Боли в правом подреберье. Нарушение сердечного ритма.

Дыхательные и экстракардиальные упражнения.

Исключить натуживания, интенсивные физические нагрузки, соревновательные занятия.

Повышенное артериальное давление.

Головная боль, снижена функция равновесия, сонливость, ухудшение зрения, боль в области сердца.

Контроль за АД в ходе занятий (норма СД = 100 + возраст)

Сократить упражнения на сотрясение туловища (прыжки, скоростной бег), высоко эмоциональные занятия. Исключить статическое напряжение

Бронхиальная астма.

Приступы удушья.

Дыхательная гимнастика, обучение ребенка технике правильного дыхания, увеличить количество упражнений с  сопротивлением (диафрагмальное дыхание), звуковая гимнастика.

Исключить натуживание, интенсивные физические нагрузки.

Заболевания системы внешнего дыхания (бронхит, хроническая пневмония).

Одышка

Дыхательные упражнения, упражнения для мышц плечевого пояса с максимально возможной амплитудой.

Прыжки, скоростно-силовые упражнения, бег на большие дистанции

Хроническое заболевание почек (пиелонефрит).

Боли в пояснице, отеки на ногах, головная боль и ухудшение зрения.

Дыхательные упражнения. Медленно выполнять упражнения для спины.

Исключить прыжки. Плаванье допустимо, но избегать переохлаждения.

Сахарный диабет.

Кожный зуд, запах ацетона изо рта. Склонность к обморокам.

Рекомендован спокойный ритм выполнения упражнений.

Исключить прыжки, упражнения на сотрясение туловищ, соревновательные и высоко эмоциональные занятия.

Ожирение.

Упорные головные боли.

Широкое использование дозированной ходьбы, бег с чередованием ходьбы. Плавание. Дыхательные упражнения. Игры средней и малой подвижности.

Исключить прыжки, нагрузки высокой интенсивности, соревновательные и высоко эмоциональные занятия.

Хронический гастрит, язва, холецистит.

Диспепсические расстройства )тошнота, изжога)

Дыхательные упражнения, упражнения на равновесие. плаванье. Расслабляющие упражнения. Тренировать диафрагмальное дыхание. Медленный темп выполнения упражнений.

Исключить резкие изменения положения тела, резкие наклоны, ограничить прыжки, нагрузку на мышцы брюшного пресса.

Реконваленсцент гепатита А (болезнь Боткина)

Болевой синдром, желтушность кожи и глаз.

Ползанье на четвереньках, приседания. Упражнения выполнять из исходного положения лежа на спине или из положения стоя на четвереньках.

Исключить поднятие тяжестей, натуживание, силовые упражнения

свернуть

Зимние игры на свежем воздухе с санками

1. «Попрыгунчики»

Количество играющих в эту игру не ограничено. Можно играть вдвоем, втроем, вчетвером и более. Дети должны встать каждый возле своих санок и по команде взрослого начать подпрыгивать возле них на обеих ногах, постепенно продвигаясь от конца санок в их начало и наоборот.

2. «Поезд из санок»

Для этой игры нужно побольше играющих – около 7-8 человек. Суть ее в том, что между собой связываются 3-4 санок, на них садятся дети, а другие – ребята постарше или взрослые – везут этот «поезд», катая малышей. Кроме того, дети одного возраста могут катать друг друга или двое детей везти «поезд» из двух связанных между собой санок, в которых сидят другие двое. Возить друг друга нужно по очереди, попеременно меняясь местами. Эта зимняя игра на свежем воздухе очень хороша для больших групп детей.

3. «Оленьи упряжки»

Это забава с элементами сюжетно-ролевой игры. Для нее достаточно двух детей, один из которых будет оленем, а другой – пассажиром. Для ребенка, изображающего оленя, заранее изготавливаются картонные рога и прикрепляются к шапке. К санкам привязываются две веревки – одна для управления «оленем», другая – для закрепления на поясе «оленя», чтобы он вез санки.

4. «Тройка»

Для этой игры, в которой также прослеживаются сюжетно-ролевые элементы, нужно пятеро детей. Заранее нужно изготовить дугу с бубенцами из картона или веток, и вожжи из веревки. Трое детей «впрягаются» под дугу, а двое садятся в санки. Сидящий спереди держит вожжи и управляет «тройкой». Через некоторое время дети меняются местами

5. «Эх, прокачу!»

В эту зимнюю игру на свежем воздухе можете играть со своим ребенком Вы или Ваш муж. Для нее понадобятся санки со спинкой, чтобы малыш не вывалился из них при быстрой езде. Когда ребенок сядет в санки, а Вы или муж возьмете в руки веревку, предупредите малыша, что сначала он поедет медленно, затем, ускоряясь, скажите, что теперь Вы едете чуть быстрее. И в конце концов скажите: «А сейчас я помчу тебя очень быстро!» и двигайтесь с максимальной скоростью.

В процессе катания Вы можете напевать ребенку веселую песенку про зиму. Тогда Ваш малыш будет в полном восторге!

Подготовила: Гринченко Л.П.,

руководитель физического воспитания

свернуть

Спортивная форма на занятиях по физической культуре

Подготовила: Гринченко Л.П., 
руководитель физического воспитания
свернуть

Совместные занятия спортом детей и родителей

 

Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.

Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.

В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре.

Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям ребенка, тогда и физическое воспитание будет успешнее.

Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

  • пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  • углубляют взаимосвязь родителей и детей;
  • предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  • позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом – один из основных аспектов физического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Подготовила: Гринченко Л.П., 
руководитель физического воспитания
свернуть

Как приучить ребенка делать утреннюю гимнастику

С  помощью  утренней  гимнастики  ребёнок быстро    стряхивает  с  себя  остатки  сна  и включится  в  дневной  ритм.  Старайтеськак можно  раньше  воспитать  у  ребёнка  привычку делать  каждый день  гимнастику.

Продолжительность  утренней  гимнастики  связана  с возрастом  ребёнка:  в  три года  время  выполнения всего  5 минут, а  в 6 лет – уже  10-12 минут. Постепенно увеличивается количество  упражнений (с 4  до 6), число их повторяется с 5 до 8,  продолжительность  бега и подскоков с 10-15  до  30-40 секунд  на  каждое упражнение.

Используйте во время  зарядки хорошо  знакомые упражнения.

Желательно  каждые  10 дней заменять 1-2 упражнений, чтобы  поддерживать у ребёнка  интерес к выполнению  зарядки.

Обращайте  внимание на  последовательность  упражнений:  сначала- 2 вводных упражнения (потягивание, ходьба, бег), затем  -  упражнения  для  рук и плечевого пояса, туловища, ног, опять ходьба  и бег.

Если  ребёнок  отказывается  заниматься, обязательно  выясните для  себя  причину и  попытайтесь  её устранить (например, полный – трудно  двигаться, несистематические  занятия  и  т.д.)

Не  забывайте  перед  занятием  проветрить  комнату  и  убрать из неё все предметы, которые  мешают  или  могут  разбиться.

Чем  младше  ребёнок, тем  больше  используйте  игру во время  зарядки.  Это могут  быть весёлые  названия  упражнений, например, «самолетик», «неуклюжиё медвежонок», «ветерок». Попробуйте  весь комплекс  гимнастики провести как сюжетную  игру, например, «Учим  зайку  упражнениям»

Во  время  зарядки  выполняйте  те  упражнения, которые  ребёнок выполняет с желанием  и радостью.Для  разучивания  новых  игр упражнений  используйте  дообеденное  время   или же  время после  дневного сна.

Приобретите  для  занятий  спортивный  инвентарь:  мячи  разных  размеров, скакалку,  гимнастическую  палку, обруч.  Одежда  ребёнка  для  зарядки  не должна затруднять  движений. Летом это могут быть  только  трусики, а зимой лёгкий  спортивный  костюм.

                                                     Что  надо  знать:

Ребёнка  надо  учить  правильно,  дышать.  Следить  за  дыханием ребёнка во время  гимнастики.

Ребёнок с удовольствием  занимается  гимнастикой  вместе со  взрослым

На  5-м году жизни  многие дети  стремятся  придумывать собственные упражнения  и  устраивать  спортивные соревнования. Привлекайте к соревнованиям сверстников.

Обязательно контролируйте безопасность ребёнка, но старайтесь не подавлять его  активность.

Сравнивайте  достижения  ребёнка только с его  собственными  прошлыми результатами. Вселяйте  в  ребёнка уверенность  похвалой.

Чего  делать  не  следует:

Раздражаться,  если  ребёнок  неправильно  выполняет упражнения.

Заниматься не систематически.

Подсмеиваться над неумелостью  ребёнка.

Надевать на ребёнка тёплую  одежду.

Подготовила: Гринченко Л.П., 
руководитель физического воспитания
свернуть

Упражнения, рекомендуемые детям для профилактики плоскостопия

В целях борьбы с этой весьма распространенной деформацией предупреждать её следует с раннего детства, тем более, что стопа особенно интенсивно формируется в первые три года.

Лучшим профилактическим средством является ежедневная гимнастика, массаж.

Специальные упражнения для стоп должны применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, нижних конечностей, тем более, что плоскостопие возникает чаще у ослабленных детей.

Все упражнения должны выполняться босиком.Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку - на одной и на двух ногах.

1Упражнение "каток" - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку , или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

2. Упражнение "разбойник" - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой

ногой.

3. Упражнение "маляр" - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

4. Упражнение "сборщик" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др.), и складывает в кучки.

Другой ногой он повторяет то же самое.

Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую.

Следует не допускать падение предметов при переносе.

5. Упражнение "художник" - ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. Упражнение "гусеница" - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола.

Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

7. Упражнение "кораблик" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу» постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

8. Упражнение "мельница" - ребенок, сидя на поду с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в двух направлениях.

9. Упражнение "серп" - ребенок, сидя на поду с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на под (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

10. Упражнение "барабанщик" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касается пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

11. Упражнение "окно" - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

12. Упражнение "хождение на пятках" - ребенок ходит на пятках; не касаясь пола пальцами и подошвами.

Продолжительность таких занятий 10 минут.

И ПУСТЬ ВАШИ НОЖКИ БУДУТ ЗДОРОВЫМИ И КРАСИВЫМИ!

Подготовила: Гринченко Л.П., 
руководитель физического воспитания
свернуть

Веселая физкультура в семье

     Физкультурно-оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно важен. В хорошую погоду организовать его лучше всего на открытом воздухе. А если на улице ненастье, возникает целый ряд роблем, связанных, прежде всего, со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью детей в активной двигательной потребностью и площади современных квартир. В этом случае родители часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (по рисованию, лепке, просмотру мультфильмов и телепередач, чтению, настольно - печатным играм). Нередко от взрослых можно слышать окрики в адрес детей: "Не бегай! ", "Сядь! ", "Не лезь! ". Родители часто больше внимания уделяют эстетике помещения, загромождают его дорогостоящей мебелью, и ребеноу нет места с его неуемной энергией. Безусловно, не каждый решиться отодвинуть импортную стенку и поставить перекладину, тем более разместить целый спортивный комплекс. Однако крепкое здоровье и хорошее настроение детей - достойная награда за такую жертву.

По мнению известного специалиста в области физического воспитания детей и подростков Владимира Степановича Скрипалева: "Самое простое – повторить то, что нам подсказала природа: вернуть ребенку дерево, некогда развившее его прародителей…". В спортзале Скрипалева В.С. снаряды расположены таким образом, чтобы получилось гимнастическое дерево. С одного снаряда можно перелезть на два соседних. Предложенная конструкция, расположенная всего на трех квадратных метрах, состоит из 11 снарядов, на которых можно выполнить, по утверждению автора, более 5000 упражнений – перелазов!

Для того, чтобы "стадион в квартире" использовался ежедневно и имел популярность у всех членов семьи, занятиям на нем можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что малышей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белочки, обезъянки, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный родителями или навеянный сказкой, мультфильмом, дети 3-4 лет охотно откликаются на предложение "Собачки" залезть на верхушку снаряда "дерева", сделать запас орешков и грибов, достать бананы с верхней ветки и т.п.

Снаряды украшаются и разнообразятся атрибутами, изготовленными старшими братьями и сестрами. Это поддерживает интерес младших дошкольников к гимнастическим упражнениям и сплачивает всех членов семьи.

"Спортивный стадион" для детей 5-8 лет можно трансформировать в парусный корабль и отправиться на нем в кругосветное путешествие, полное приключений и неожиданностей. Немного фантазии – и комплекс превратится в джунгли, а дети в краснокожих и бледнолицых. Эти и многие другие сюжеты эмоционально привлекательны для детей, и они, не зная устали, будут с пользой проводить время на снарядах, незаметно овладевать все новыми и новыми движениями, развивая свое воображение, творчество, самостоятельность и инициативу.

В короткие зимние вечера можно организовать семейные чтения художественной литературы по вопросам укрепления здоровья. Такие чтения и обсуждения прочитанного, помогают сформировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. Родителям рекомендуется собрать небольшую библиотеку с лучшими образцами детской классической художественной литературы (книги К.Чуковского, А.Барто, С.Маршака, С. Михалкова и др.), современных писателей (И.Семеновой, Г. Остера, Г.Юдина и др.), детских энциклопедий о человеке.

О чтении лучше договориться заранее и наметить время и место, где соберется вся семья. Это может быть большой диван, ковер, круглый стол. Заранее планируется, какая книга будет сегодня прочитана и обсуждена. Тема может быть подсказана проблемами в здоровье у одного из членов семьи, общими семейными задачами и др. Так, например, чтобы преодолеть нежелание малыша умываться и мыть руки с мылом, можно прочитать и обсудить стихотворение А.Барто "Девочка чумазая". Плохой аппетит можно побороть, используя произведение С.Михалкова "Про девочку, которая плохо кушала". Весной, когда возрастает количество респираторных заболеваний у детей, можно обсудить вопрос закаливания и прочитать стихотворение С.Михалкова "Про мимозу" или Н.Семеновой "Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой".

Чтение и обсуждение не должно превращаться в назидания и упреки. Художественное слово само дойдет до сознания ребенка; лучше всего после прочтения произведения спросить мнение детей о персонаже, проанализировать причины их поступков и предложить малышам помочь героям справиться с проблемами. Обсуждение произведений может быть сведено затем к формулировке семейных правил или кодекса здоровья, касающихся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.

Семейный кодекс здоровья:

1. Каждый день начинать с зарядки.

2. Просыпаясь, не залёживаясь в постели.

3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.

4. В д/сад, в школу и на работу - пешком в быстром темпе.

5. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унывать!

6. При встречи желаем друг другу здоровьяю (Здравствуйте)

7. Режим наш друг, хотим все успеть - успеем!

8. Ничего не жевать, сидя у телевизора!

9. В отпуск и в выходные - только вместе!

Подготовила: Гринченко Л.П., 
руководитель физического воспитания

 

свернуть