Скоро в школу

Тест "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Вообще, возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:


15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу ради нового портфеля, новой формы, а интересуют его в школе сверстники и перемены, значит вам надо ему еще многое рассказать о школе.
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для развития восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился…» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей. Играйте с ребенком в настольные игры, умение следовать правилам поможет ребенку быстрее адаптироваться в школе.
Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются.
Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!
Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
Их длительность не должна превышать 35 минут.
Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.
свернуть

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс и организации образовательного процесса в первом классе

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу…

Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями и педагогами.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

 

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования  законные представители в период с 1 июня по 28 августа подают следующие документы:

заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;                   

медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;

свидетельство о рождении ребенка.

 

Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

 

Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно.

 

Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?

Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.

В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

 

Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

- уроки проводятся только в первую смену;

-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;

- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;

- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;

- наполняемость класса – не более 20 человек;

 - в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;

 - продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;

- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут.

- домашние задания учащимся не задаются.

 

Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

 

Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками.

Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

 

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда.

Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

 

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами.

Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний.

Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться. Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

 

Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. Учебно-методический комплекс для первого класса включает: учебное пособие «Солнышко-Сонейка», учебник «Букварь», тетради на печатной основе – «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо», учебник «Математика» в двух частях, учебник «Человек и мир».

Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.

Первокласснику необходимы:

  • школьный ранец, портфель или рюкзак
  • набор цветных ручек
  • фломастеры и карандаши
  • ластик
  • точилка
  • обложки для тетрадей и книг
  • пенал
  • линейка
  • краски (акварельные или гуашь)
  • альбом для рисования
  • набор кисточек

 

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить.

Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе.

После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

 

Вопрос 13. На чем остановить выбор: на школе, о которой «ходит» хорошая слава, или же искать хорошего учителя?

Пожалуй, это самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в основном учителя начальных классов, чтобы использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, то хочу обратиться к ним.

Уважаемые коллеги! Вы видите по содержанию вопросов, как волнуются родители, отдавая в Ваши руки своих первоклашек. На поставленный в данном случае вопрос ответ такой: «Ищите хорошего, доброго, терпеливого, любящего детей и свою работу учителя». От Вас зависит все: и желание учеников каждый день «бежать» к Вам в школу, ожидая встречи со своей, самой доброй учительницей, и усвоение нового материала на уроке, и хорошее настроение родителей, и спокойная обстановка в семье, и горящие глаза Ваших учеников, которые первый раз перешагнули порог школы с огромной надеждой и верой в то, что их здесь очень ждали, особенно Вы, их первая учительница. Не развейте эти надежды у них, постарайтесь…

 

Родителям можно посоветовать:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»!

 

свернуть

Развивающие игры, направленные на подготовку детей к школе

Для развития внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость): 

1. «Лишняя буква»

Ребенку предлагается небольшой текст. Это может быть газетная или журнальная статья. Дошкольник должен просматривать каждую строку и зачеркивать одну и ту же букву, например, «А». Взрослый фиксирует время выполнения задания и количество ошибок. Навыки распределения и переключения внимания можно тренировать, немного видоизменив задание, например, попросив ребенка зачеркивать букву «А», а букву «Б» – подчеркивать. Другой вариант: зачеркивать букву «А», если перед ней стоит буква «О», и подчеркивать букву «Б», если перед ней стоит буква «Е». Игру можно проводить ежедневно, отмечая результаты в специальном графике. Это дает возможность проанализировать успехи дошкольника.

2. «Пастух»

На плакате изображено стадо пасущихся коров. Они все несущественно отличаются по цвету, размеру рогов и др. Ребенку выдается лист с изображением одной коровы. Ребенок должен помочь пастуху разыскать к какому стаду можно поместить его корову по определенным приметам: особенностях окраски туловища, форме и окраске рогов, туловища и т.д. 

Поиск усложняется тем, что различия в признаках незначительны и надо быть особенно внимательным и точным.

3.Игра «Построй башню»

Для игры понадобится набор детских разноцветных кубиков.

Попросить ребёнка построить несколько башен: одну синюю, одну красную, а третью жёлто-зелёную. Задания можно говорить устно, а можно рисовать схему и просить ребёнка строить башни по рисунку. Если играет несколько детей, можно каждому из них выдать по своей схеме, главное следить, чтобы кубиков на всех хватило. По мере освоения игры задания можно усложнять.

Для развития памяти (зрительная, слуховая):

1. Тренировка зрительной памяти»

Чтобы выполнить это упражнение на развитие памяти у детей дошкольного возраста, потребуется 2 картинки: на одной должен быть изображен предмет, который хорошо знаком ребенку, а на другой – тот же объект, но с отсутствующими элементами. Сначала показывают первую картинку и предлагают хорошо запомнить, что на ней изображено (на запоминание дается полминуты). Затем ребенку демонстрируют вторую картинку и предлагают назвать отличия от первого изображения.

2. « Послушай и запомни»

Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача дошкольника — вспомнить второе слово.

Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

3. Игра «Посмотри - запомни - нарисуй»

Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку.

Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

Для развития различных видов мышления и стимулирования различных мыслительных процессов

1. Для развития анализа, синтеза и классификации.

Положить перед ребенком 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Он должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет.

2. Для развития анализа и сравнения.

Ребенку задают следующие вопросы: "Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.

Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

3. Для развития анализа и обобщения.

Ребенку дается следующее задание: "Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

- чашка, ложка, тарелка, вилка;

- яблоко, груша, лимон, банан;

- голубь, павлин, утка, цапля;

- собака, корова, свинья, баран;

- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;

- зима, весна, лето, осень"

.

4. Тренировка логического и ассоциативного мышления

Взрослый называет ребенку пару слов или показывает карточки, на которых записаны эти слова. Между двумя данными понятиями не должно быть очевидной логической связи. Примерами таких пар могут быть «кувшин-цветок», «ковер-чай», «балкон-велосипед», «рубашка-дождь». Ребенку представить себе эти два предмета и подумать, что их может связывать. Дошкольник может рассказывать любые ассоциации, которые приходят ему на ум. Например, для пары «рубашка-дождь» можно придумать такую историю: на прогулке мальчик попал под дождь, его рубашка и штанишки промокли, и дома мама повесила их сушить, а малышу дала сухую одежду. Ребенку можно дать альбом и карандаши и предложить нарисовать придуманную историю.

2. «Давай придумывать» (развитие абстрактного мышления, речи).

Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы: зеркало, карандаш, яйцо, яблоко. Изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

Например: карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

Игра проводится так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.

Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

3. «Закончи предложение» (понятийное мышление)

1. Лимоны кислые, а сахар...       

 2. Собака лает, а кошка...

3.  Ночью темно, а днем....

4.  Трава зеленая, а небо...

5.  Зимой холодно, а летом....

6.  Ты ешь ртом, а слушаешь...

7.  Утром мы завтракаем, а днем...

8.  Птица летает, а змея...

9.  Лодка плывет, а машина...

10.Ты смотришь глазами, а дышишь...

11 .У человека две ноги, а у собаки...

12.Птицы живут в гнездах, а люди...

13.Зимой идет снег, а осенью...

14.Из шерсти вяжут, а из ткани...

15.Балерина танцует, а пианист...

16.Дрова пилят, а гвозди...

17.Певец поет, а строитель...

18.Композитор сочиняет музыку, а музыкант....

Для развития произвольности поведения:

1. Игра в «солдатики»

В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

  1. «Поиск клада»

Нарисовать приблизительный план комнаты (с мебелью). На нем обозначить место, где  спрятан для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо–холодно», а также «левее–правее», «выше–ниже»

 3.Упражнение на произвольность поведения.

Ребёнку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают ребёнка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребёнок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребёнок шести - семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.

Подготовила: Пухляк Л.Г.,

воспитатель дошкольного образования

свернуть

Готовность к школе

Школьную зрелость определяют тремя взаимосвязанными компонентами:

  • физическая готовность (состояние здоровья и физическое развитие ребенка, соответствие нормативным требованиям);
  • специальная готовность (умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма, счета);
  • психологическая готовность (единство в развитии психических качеств для необходимого уровню психического развития, необходимый и достаточный уровень сформированности у ребенка определенных психологических новообразований: «внутренней позиции школьника», произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и т.д).  

Психологическая готовность включает в себя:

  • интеллектуальную (соответствующее возрастному уровню зрелость всех познавательных и психических процессов),
  • социально  -  психологическую (формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника),  
  • личностную (состояние определенного уровня развития мотивационной и волевой сферы).

Личностная готовность к школе - ведущий компонент в структуре школьной готовности, это ряд психологических личностных качеств, помогающих ребенку самоопределиться в школе, осмыслить свое новое положение, свое новую роль в этом новом для него мире под названием «ШКОЛА».

В возрасте 6-7 лет у ребенка формируются новые личностные новообразования, от того, насколько зрелыми являются эти качества, и зависит степень личностной готовности ребенка к школе. К ним  относят:

  • новый уровень самосознания – желание выполнять социально значимую роль (желание занимать в обществе статусную роль «как взрослый», «я уже не малыш, я не детсадовец, я школьник»),
  • возникновение сознательной иерархии мотивов (способность выделять свои главные и второстепенные потребности),
  • формирование умения себя оценивать – способность к самооценке.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя сформированность на определенном уровне:

 

  • навыков общения (умения поддерживать диалог, выражать свое мнение, разрешать конфликты, защищаться, организовывать игры,   умение войти в детский коллектив и т.п.);
  • произвольности общения (ребенок должен уметь действовать,  подчиняясь не  только собственным эмоциям и интересам, а управляя своим поведением в соответствии с интересами детского общества, учебного процесса);
  • положение в коллективе (социометрия), включающее умение занять положение в обществе (лидер, отверженный, изолированный…).

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя: диагностику и оценка готовности дошкольников; реализацию по этим данным индивидуально дифференцированного подхода; обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской служб дошкольного образовательного учреждения; осуществление преемственности в работе ДОУ и школы, формирование игровой деятельности, моделирование образовательной среды, способствующей его личностному и познавательному развитию, направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализация и др.

Главные цели подготовки к школе – сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию, повысить уровень речевого развития и сенсомоторной координации у ребенка. Основными формами образования детей в старших группах являются занятия, требующие познавательной активности, двигательно-активные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры; продуктивная художественно-эстетическая деятельность, экспериментирование и опытническая деятельность, конструирование и моделирование.

 Таким образом, проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Школьную зрелость определяют тремя взаимосвязанными компонентами:

  • физическая готовность (состояние здоровья и физическое развитие ребенка, соответствие нормативным требованиям);
  • специальная готовность (умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма, счета);
  • психологическая готовность (единство в развитии психических качеств для необходимого уровню психического развития, необходимый и достаточный уровень сформированности у ребенка определенных психологических новообразований: «внутренней позиции школьника», произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и т.д).  

Психологическая готовность включает в себя:

  • интеллектуальную (соответствующее возрастному уровню зрелость всех познавательных и психических процессов),
  • социально  -  психологическую (формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника),  
  • личностную (состояние определенного уровня развития мотивационной и волевой сферы).

Личностная готовность к школе - ведущий компонент в структуре школьной готовности, это ряд психологических личностных качеств, помогающих ребенку самоопределиться в школе, осмыслить свое новое положение, свое новую роль в этом новом для него мире под названием «ШКОЛА».

В возрасте 6-7 лет у ребенка формируются новые личностные новообразования, от того, насколько зрелыми являются эти качества, и зависит степень личностной готовности ребенка к школе. К ним  относят:

  • новый уровень самосознания – желание выполнять социально значимую роль (желание занимать в обществе статусную роль «как взрослый», «я уже не малыш, я не детсадовец, я школьник»),
  • возникновение сознательной иерархии мотивов (способность выделять свои главные и второстепенные потребности),
  • формирование умения себя оценивать – способность к самооценке.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя сформированность на определенном уровне:

 

  • навыков общения (умения поддерживать диалог, выражать свое мнение, разрешать конфликты, защищаться, организовывать игры,   умение войти в детский коллектив и т.п.);
  • произвольности общения (ребенок должен уметь действовать,  подчиняясь не  только собственным эмоциям и интересам, а управляя своим поведением в соответствии с интересами детского общества, учебного процесса);
  • положение в коллективе (социометрия), включающее умение занять положение в обществе (лидер, отверженный, изолированный…).

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя: диагностику и оценка готовности дошкольников; реализацию по этим данным индивидуально дифференцированного подхода; обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской служб дошкольного образовательного учреждения; осуществление преемственности в работе ДОУ и школы, формирование игровой деятельности, моделирование образовательной среды, способствующей его личностному и познавательному развитию, направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализация и др.

Главные цели подготовки к школе – сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию, повысить уровень речевого развития и сенсомоторной координации у ребенка. Основными формами образования детей в старших группах являются занятия, требующие познавательной активности, двигательно-активные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры; продуктивная художественно-эстетическая деятельность, экспериментирование и опытническая деятельность, конструирование и моделирование.

 Таким образом, проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Подготовила: Залан Н.Л.,

воспитатель дошкольного образования

свернуть

Шпаргалки для родителей

Памятка "Как преодолеть страх ребенка перед школой"

1.Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».

2.Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте мультфильмы, кино о школе.

3.Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.

4.Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

5.Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый.

6.Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

— Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.

Итак, некоторые практические рекомендации:

Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.

Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.

Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много работать.

Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.

Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?».

Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.

Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) — необходимы.

В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что — то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Подготовила: Пухляк Л.Г.,
воспитатель дошкольного образования

свернуть

Психологический портрет идеального первоклассника

  1. Педагогическая готовность:
  • Навыки чтения.
  • Навыки счета.
  • Навыки письма.
  • Навыки рисования.
  • Звуковая культура речи (чистая речь).
  • Умеет развернуто ответить на вопрос.
  • Хороший словарный запас.
  • Хорошая общая осведомленность.
  1. Интеллектуальная готовность:
  • Дифференцированность восприятия как основы мышления.
  • Планомерность восприятия (наблюдательность).
  • Развитое воображение.
  • Хорошая ориентировка в пространстве и времени.
  • Развитое наглядно-образное мышление:

- умение выделять существенное в явлениях окружаю­щей действительности;

- умение сравнивать их, видеть сходное и отличное.

  • Развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования).
  • Хорошая память.
  • Развита регулирующая функция речи (выполняет словес­ные инструкции).
  • Интеллектуальная активность (умение превратить учеб­ную задачу в самостоятельную цель деятельности).
  • Предпосылки абстрактно-логического мышления: способность понимать символы;

- способность сформулировать вопросы;

- способность самостоятельно рассуждать, находить при­чины явлений и делать простые выводы.

  1. Мотивационная готовность:
  • Выраженность познавательных интересов.
  • Стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.).
  • Принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем.
  1. Эмоционально-волевая готовность:
  • Умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены).
  • Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня.
  • Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).
  • Произвольная регуляция внимания:

- концентрация внимания;

- устойчивость внимания;

- переключение внимания.

  • Умение задерживать свои импульсы (например, не пере­бивать других в разговоре).
  • Умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.
  1. Коммуникативная готовность:

Желание общаться со взрослыми и детьми.

Умение установить контакт с учителем.

Сохранение чувства дистанции.

Способность к личностному контакту со взрослым (в про­тивовес ситуативному).

Умение устанавливать контакт со сверстниками.

Умение войти в детский коллектив и найти своё место в нём

Умение выполнять совместную деятельность.

Умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

Подготовила: Гайдук С.П.,

воспитатель дошкольного образования

свернуть

Консультация для родителей первоклассников «Как помочь учиться первокласснику»

Обучение в школе — это новый этап во взаимоотношениях ребенка с окружающими. Обилие информации, новые знакомства, новый авторитет — учитель — все это требует от первоклассника дополнительных и не всегда приятных психических и физических усилий. Вот некоторые рекомендации, которые помогут ему быстрее адаптироваться.

  • У ребенка должно быть желание идти в школу. Не переусердствуйте с обучением до школы. Также помните, что отношение к школе складывается под влиянием внешней информации, которую ребенок получает от родителей и других людей. Иногда отношения с учителем складываются не сразу, часто из-за того, что ребенок путает оценку его работы с личностным отношением или путает оценку знаний с хорошим поведением. Помогите ему разобраться в таких ситуациях!
  • Первоклассники не понимают разницы между старанием и результатом. Похвалите за старания и объясните на примерах, как важен результат. Например: «Представь себе, что у одного человека заболел зуб. Он пошел к врачу. Врач очень старательно сверлил зуб, но неаккуратно поставил пломбу. И зуб болеть перестал, но есть было неудобно. И этому человеку снова пришлось идти к врачу. Как ты думаешь, захочет он опять пойти к этому же доктору? Почему? Есть ли разница между старанием и результатом?»
  • Если ребенок себя плохо ведет в школе, то наказания и обращения типа: «Веди себя хорошо!» — не эффективны. Постарайтесь разобраться в каждой конфликтной ситуации и объяснить ребенку, в чем его вина, а также обсудите, что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию.
  • Не требуйте от ребенка сразу же после занятий в школе выполнять уроки. Это непродуктивно. Лучший перерыв — это 3 часа, которые желательно провести на воздухе. Если у ребенка ослаблено здоровье, вернитесь к дневному сну, длительностью 1—1,5 часа.
  • Желательно, чтобы ребенок садился за приготовление уроков в одно и то же время и «укладывался» в отведенное время. Для учеников 1—2-х классов через 30 минут занятий организуйте 10-минутный перерыв. Приучите ребенка в перерывы делать несложные физические упражнения, придумайте интересные игры, в которых надо подтянуться, походить по комнате и т. д. Можно сделать гимнастику для глаз.
  • Не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задания самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, а затем займитесь своими делами. Не нужно находиться все время с ребенком.
  • Если возникли школьные трудности, не рассматривайте их как личную трагедию, наоборот, старайтесь не показать ребенку огорчения и недовольства. Основное в таких ситуациях — помочь ребенку. Примите его таким, какой он есть, и тогда ему будет легче и в школе, и дома.
  • Настройтесь на то, что для преодоления трудностей предстоит длительная совместная работа. Не стремитесь к быстрым результатам, чтобы не перегружать ребенка. Лучший результат дают систематические, а не более длительные, но нерегулярные занятия.
  • Совместным занятиям уделяйте достаточное время, а не отрывайте минуточку от домашних дел.
  • Позаботьтесь, чтобы у ребенка, несмотря на дополнительные задания, было свободное время на занятия по собственному выбору.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

  • Не ограничивайте свое общение с ребенком только школьными темами.
  • О дополнительных занятиях поговорите с учителем; старайтесь не обсуждать проблемы ребенка в его присутствии.
  • Попросите учителя спрашивать ребенка, только когда он сам вызывается, чтобы не показывать всем его ошибки.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ

  • В случае неудачи не укоряйте и не ругайте ребенка, а постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины. Поддерживайте уверенность ребенка в своих силах.
  • Если ребенок пришел из школы расстроенным и огорченным, не требуйте от него немедленного рассказа о школьных делах. Дождитесь, пока ребенок захочет сам рассказать об этом. Никогда не ругайте ребенка в присутствии одноклассников и не подчеркивайте успехи других детей.
  • Подготовила: Близнюк Г.И.,
  • воспитатель дошкольного образования
свернуть

Памятка "Как подготовить ребенка к школе?"

Уважаемые родители!

Вот вы и стоите вместе с детьми на пороге школы. Вы готовы перешагнуть его с радостью? Готов ли ваш ребенок к школе? Готовы ли вы помочь ему в подготовке? Для того чтобы достичь хороших результатов в этой работе, нам надо двигаться в одном направлении.

  1. Хвалите ребенка за любые, даже незначительные, успехи.
  2. Наберитесь терпения, исключите из общения с ребенком окрики и резкость.
  3. Если у ребенка есть проблемы с нарушением речи, постарайтесь решить их до школы.
  4. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
  5. Ребенок должен знать домашний адрес, уверенно называть имена, отчества родителей.
  6. Учите ребенка удерживать внимание на выполнении одного задания в течение 10—15 минут.
  7. Различает ли ваш ребенок правую, левую стороны?
  8. Повторяйте с ребенком азбуку, учите складывать буквы в слоги, делить слова на слоги.
  9. Предлагайте ребенку решать простые задачи в одно действие.
  10. Знакомьте ребенка с цифрами.
  11. Учите ребенка сравнивать предметы по величине.
  12. Тренируйте навык прямого (до 10) и обратного (от 10) счета.
  13. Учите ребенка ориентироваться в пространстве, словами обозначать местонахождение предмета по отношению к себе.
  14. Развивайте умение давать обобщающие понятия предметам. Например, стол, стул, шкаф — это мебель и т.д.
  15. Внимательно относитесь к здоровью ребенка. Хорошее здоровье — залог успешного обучения в школе

Желаем успехов!

Подготовила: Решетова А.В., 

воспитатель дошкольного образования

 

свернуть

Учим ребенка правильно держать ручку и карандаш

Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь. И проблема не только в почерке, и даже не в том, какой рукой он научится писать – левой или правой. Этот процесс может выглядеть весьма странно, когда взрослый человек держит ручку как-то неуклюже, как будто клешней. Есть несколько действенных способов обучить ребенка письму в игровой форме, можно выбрать любой, который вам придется по душе и заинтересует малыша.

учим-ребенка-правильно-держать-ручку

Как правильно держать ручку во время письма

Ручку или карандаш нужно положить на верхнюю фалангу среднего пальца, зафиксировав сверху большим и сбоку – указательным. Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца. Захватить ручку таким образом, чтобы ее нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка – наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.

Само средство для письма нужно выбрать самое простое: длиной около 15 см, не толстое, без множества граней, которые усложняют процесс писания. Длинные сувенирные или рекламные ручки очень неудобны для обучения письму.

8 способов научить ребенка правильно держать ручку

1. Метод пинцета

 

Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).

2. Уложить ручку «спать»

Покажите на собственном примере, как можно уложить ручку спать. Представим, что средний палец – это кроватка. Положим ручку на «кроватку». Под «голову» (конец ручки) нужно подложить подушечку указательного пальца – «подушку». Сверху накрыть ручку «одеялом» — подушечкой большого пальца. Теперь смело начинаем писать. Рука во время письма опирается на загнутый внутрь мизинец.

3. С помощью салфетки

 

Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.

4. Обучающая насадка

Современные производители канцтоваров изобрели специальные насадки на ручки и карандаши. Они выполнены в форме различных веселых и красочных зверушек, птичек, рыбок. Такие насадки имеют отверстия для пальцев и взять ручку с насадкой неправильно просто невозможно. Эти насадки есть как для правшей, так и для левшей, а также отдельно есть насадка для столовых приборов (ложки, вилки. Кстати, читаем статью как научить ребенка держать ложку).

насадки-на-карандаши

5. Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев

Для детей также были разработаны обучающие ручки. Они имеют трехгранную форму, специальные углубления для пальцев и значительно облегчают процесс письма. Вес этих ручек немного меньше, чем обычных. Производители не забыли и об ярких цветах и красочном дизайне, чтобы обучаемому было нескучно писать такой ручкой.

Stаbilо LеftRight

6. С помощью мелков

Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект. Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.

7. Игра в дартс

Когда ваш ребенок играет в метание дротиков, это тоже способствует выработке навыков письма. Положение пальцев на дротике точно такое же, как и должно быть на ручке, карандаше. Вам нужно всего лишь предложить ему представить, что ручка – это дротик, затем плавно спустить ее к «цели» — бумаге.

дарц-ручка

8. Точка на пальчике

Самый простой способ – поставить яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Объясните ребенку, что там вы отметили место, где должна лежать ручка. Такую же отметку, но в виде линии, можно оставить на нижнем конце ручки или карандаша. Расскажите малышу, что палец не должен опускаться ниже этой линии.

На эту подушечку мы и укладываем ручку

На эту подушечку мы и укладываем ручку

Как правильно сидеть за столом

При письме важно соблюдать следующие правила:

  • за столом сидеть с прямой спиной;
  • ноги поставить вместе на пол или подставку;
  • оба локтя должны лежать на столе;
  • расстояние между краем стола и грудью – около 2 см;
  • лист бумаги нужно расположить под углом 30 градусов так, чтобы нижний левый угол ориентировался на середину груди.

osanki

Как развивать навыки письма и мелкую моторику

Научить ребенка правильно держать ручку еще недостаточно. Для выработки почерка и координации письма нужно проделывать нехитрые упражнения, которые станут своего рода забавой для него:

  • вырезать из бумаги фигурки при помощи ножниц;
  • нанизывать на нитку бусинки;
  • лепить из пластилина, теста;
  • завязывать узелки на нитках и веревках различной толщины;
  • разукрашивать рисунки кистью, карандашами, фломастерами;
  • рисовать по клеточкам;
  • обводить фигуры по контуру;
  • делать пальчиковую гимнастику (повторять движения взрослых под чтение стишков).

Глава из книги М.Безруких «Как научить ребенка писать красиво»

М.БезрукихВсе мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.

1. Представим, что на среднем пальце правой руки есть «подушечка»:

2. На эту «подушечку» укладываем ручку:

3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

Сидим прямо.
Ноги вместе.
Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см.
Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
Оба локтя лежат на столе.

В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:

«Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.»

Родителям надо потратить всего лишь 20 минут в день на эти несложные упражнения, чтобы в будущем их детки красиво и быстро писали и больше успевали в школе

Подготовила: Ракицкая М.Ю.,

учитель-дефектолог

свернуть

Отсутствие у дошкольников мотивации к обучению. Ошибки родителей.

Ошибка родителей №1. Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2. Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3. Дети не посещают учреждение дошкольного образования. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

 Ошибка родителей №4. Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

 Ошибка родителей №5. Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №6. Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей).

 Ошибка родителей №7. Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

Ошибка родителей №9. «Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Ошибка родителей №10. Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях. Формирование побуждения к действию.

Подготовила: Пухляк Л.Г.,

воспитатель дошкольного образования

свернуть

Мотивационные беседы для будущих первоклассников

Начиная обучение ребенка в 1-м классе, учитель сталкивается, прежде всего, не с проблемой интеллектуального развития, а с проблемами личностной незрелости учеников. Подготовка к школе часто ограничивается работой с интеллектом, а вопрос развития эмоционально-волевой сферы остается открытым. Именно здесь обнаруживается неспособность некоторых детей справляться с первыми трудностями, выполнять требования по усвоению учебных навыков, следовать новым правилам поведения и общения.

Известно множество приемов, методов адаптационной работы в школе, в которые могут входить:

- адаптационные тренинги

- игры на школьные темы

- совместная выработка правил и норм в классе

- экскурсии в старшие классы

- система благодарностей и поощрений и т. д.

Хочется предложить еще один метод работы с первоклассниками, который  условно называется “Мотивационные беседы”. Этим методом могут воспользоваться и родители  учеников - первоклассников.

Суть метода заключается в следующем:

Возникшая проблема оформляется в виде истории, притчи понятной и близкой данному возрасту. Эта история рассказывается классу, вместе с детьми обсуждается и совместно, в конце обсуждения фиксируется в виде какого-либо знака, символа. Этот знак в течение актуального времени висит на доске в классе, и в случае необходимости учитель, не делая замечаний, указывает на тот или иной знак, как бы призывая вспомнить историю и выводы с ней связанные.

Важно: история в процессе рассказа зарисовывается на доске. Это помогает дополнительно привлечь внимание, создать устойчивый образ, эмоционально окрасить. Необходимо понимать, что все беседы должны отталкиваться от жизненных, актуальных в данное время ситуаций, абстрактная история ребятам не интересна, или вызывает не такие сильные эмоции как опыт “прожитый”, принятый “здесь и теперь”.

Мотивационные беседы нельзя расположить последовательно, свести в единую мотивационную программу т. к. проблема каждого класса индивидуальна. Зачастую одна и та же проблема проявляется в разных классах в разное время. Все беседы возникли экспромтом на развивающих занятиях, при проявлении той или иной проблемной ситуации.

Ниже приводятся примеры нескольких бесед помогающих решить некоторые проблемы периода адаптации.

Мотивационная беседа “Два пловца”.

Беседа  проводится после того, как в классе появляются дети, болезненно реагирующие на неудачи; дети, отказывающиеся, под разными предлогами, выполнять “сложные” задания, проявляющие неуверенность даже в простых заданиях.

Жил-был на свете Великий Пловец. Вот он какой, посмотрите! Вернее он был не пловцом, он прыгал с вышки. Прыгал он очень высоко, и так хорошо входил в воду, что на поверхности почти не было брызг. Я скажу вам, что для прыгунов с вышки это очень, очень хорошо! Когда этот Великий Пловец тренировался, все собирались на бортике бассейна и сопровождали аплодисментами каждый его прыжок. И вот, однажды, к Великому Пловцу подошел маленький человек, вот он какой. Может, это был мальчик, а может девочка. Не знаю. Этот маленький человек сказал: “Можно я попробую прыгнуть, я тоже хочу, чтобы мной восхищались!”. “Пожалуйста!”, - сказал Великий Пловец. И маленький человек прыгнул, но прыгнул он так низко, и так плохо вошел в воду, что обрызгал всех кто стоял на бортике. Под смешки и недобрые возгласы маленький человек вылез из воды и побрел прочь. Было непонятно, то ли это слезы на лице, то ли это вода ещё не успела высохнуть. И тогда к маленькому человеку подошел Великий Пловец и сказал: “А знаешь, я тебе завидую!”, “Вы, Великий Пловец, завидуете мне?!”, “Да! У тебя впереди много радости, успехов, побед! Но только если ты останешься. Хотя, ты можешь уйти. Я понимаю – неприятно, когда над тобой смеются”. Маленький человек остался. Сколько прошло времени, я не знаю. Может год, может больше. Маленький человек занимался у Великого Пловца, не обращая внимания на трудности и неудачи. И вот, настал тот день, когда маленький человек прыгнул так высоко, и так хорошо вошел в воду, что ему тоже все стали аплодировать.

После, важно обсудить историю с детьми. В конце обсуждения на доске нарисовать значок, символ и закрепить с детьми его значение. К созданному образу привязывается лозунг: “Ошибаться не страшно – страшно боятся ошибок”. Обсуждая знак, можно обратится к школьникам: “Ребята! Когда вам будет трудно, или обидно от неудач – посмотрите на знак и вспомните о маленьком человеке”.

Мотивационная беседа “Дедушка и мальчик”

Беседа проводится с ориентацией на детей, деятельность которых зависит от постоянного подкрепления взрослого. В классе есть ребята, постоянно переспрашивающие учителя, даже тогда, когда работа не требует больших усилий. Начало работы, переход с одной деятельности на другую сопровождается большим количеством вопросов по ходу.

Жили-были в одной деревне, Дедушка, вот он у нас какой! Сгорбленный с палочкой, и Мальчик, вот он. Однажды пошли Дедушка и Мальчик гулять. Гуляли они, гуляли и дошли до речки, а у речки два мостика. Как вы думаете, кто раньше перейдет на другой берег? Правильно – Мальчик. Он быстро пробежал по мостику, едва касаясь поручней. А Дедушка будет идти долго. Шаг ступит, перехватит поручень, ещё шаг ступит, перехватит поручень и т.д.

А теперь, представьте, что это не Мальчик и Дедушка, а ученики одного класса. Река это знания, мостик это ваши учебники, тетради и т.д., поручни это помощь учителя. Быстрый Мальчик это ученик, который самостоятельно учит, читает, выполняет задания. Конечно, он обращается к учителю, хватается за перила, но только когда действительно трудно. Дедушка это ученик, который все время просит помощи, даже если задание ему по плечу. Все время спрашивает и переспрашивает, боится начать дело, не ухватившись за поручни, и теряется, когда нет помощи учителя.

Как вы думаете, кто из них быстрее преодолеет реку знаний и придет к пятерке? Правильно – ученик, который не боится быть самостоятельным, который не цепляется за перила от страха, а смело идет по мостику, изредка помогая себе. Давайте с вами договоримся – теперь на уроках если учитель знает что вы можете выполнить задание самостоятельно или что-то ещё умеете делать сами, то он показывает вам на этот значок. А вы уж постарайтесь справиться, бегите к пятерке сами!

Мотивационная беседа “Птица и птенцы”

Необходимость беседы может быть продиктована нарушениями правил ответа в классе, проявлениями несдержанности при фронтальных опросах детей.

Посмотрите, ребята, что я сейчас нарисую – вот дерево, на дереве, посмотрите… Что это? Правильно гнездо. А в гнезде, посмотрите – маленькие птенчики. А вот взрослая птица, наверное, это мама. Мама принесла птенцам мошек, чтобы накормить их. Видите, как птенцы широко открывают клюв, и мама кладет туда пищу. Но в природе, ребята, не всем птенчикам достается поровну еды, некоторые птенчики голодают и могут даже умереть. Почему? Потому что каждый птенец стремится получить от мамы больше еды, от этого зависит его жизнь. И они стараются – шире открывают клюв, толкаются, лезут в первые ряды, оттирая других.

А теперь, представьте, что птенчики это вы, ученики, птица – конечно учитель, пища – это знания, которые дает вам учитель. Что же происходит, когда кто-то выкрикивает ответы, не давая возможности подумать другим? Он отбирает у них знания, не дает работать их мозгам! А значит, поступает как тот резвый птенчик, отнимающий чужую пищу! Кому-то из вас нужно время чтобы подумать, собраться для ответа, кому-то необходимо самому найти правильный ответ, а не получить его в виде подсказки из класса. Понятно, почему учитель сердится, когда кто-то выкрикивает? Он, как птица-мать, хочет, чтобы были накормлены все, а не самые резвые. Если вы выкрикиваете, то лишаете других того, зачем они пришли в школу – возможности думать.

Давайте договоримся, когда учитель вывешивает этот знак, это значит нельзя выкрикивать ответы, надо дать возможность подумать всем.

Мотивационная беседа “Нехочуха”

Беседа продиктована необходимостью целенаправленного формирования позиции школьника, произвольной регуляции поведения. Направлена прежде всего на школьников испытывающих трудности в организации учебной деятельности, саморегуляции поведения.

Ребята! Сейчас я расскажу вам историю про двух человечков.

Говорят что в каждой девчонке, в каждом мальчишке живут 2 маленьких человечка. Вот они какие, посмотрите. Один человечек очень весёлый, озорной и называет он себя – Озорник. Озорник думает: “как хорошо играть, гулять, смотреть телевизор, спать-отдыхать”. Другой человечек тоже всегда весел, зовут его Помощник. Помощник думает: “как хорошо почитать книжку, помочь маме по дому, сделать вовремя уроки”. Эти два человечка большие друзья. Посмотрите – они держаться за руки, улыбаются, они умеют договариваться. Озорник говорит другу: “давай сейчас побегаем, поиграем”. И тогда мальчик или девочка от души веселятся, играют в разные игры. Потом Помощник говорит: “нужно помочь маме, сделать уроки”. И мальчик или девочка тут же берутся за работу. Так и живут наши весёлые человечки в мире и согласии.

Но иногда случается и такое – мальчик или девочка начинают вдруг прислушиваться только к желаниям Озорника. От этого Помощник может заболеть, он становится тихим, незаметным, совсем, совсем маленьким. Всё чаще и чаще исполняются желания Озорника и реже Помощника. И если это происходит очень долго, то незаметно Озорник превращается в Нехочуху, а Помощник исчезает совсем. Нехочуха не привык ни кому уступать, Нехочуха делает только то, что ему нравится, Нехочуха ни кому не помогает и сам не любит ничего делать, это уже не милый Озорник, с которым мы познакомились вначале нашей истории, это НЕХОЧУХА. Вот он какой посмотрите! Нехочуха шепчет мальчишке или девчонке на ушко: “Не помогай никому!”, “ Это трудно, лучше пойдём играть”. И каждый раз неприятно смеётся, когда ему удаётся исполнить свои желания.

Нехочуху победить очень трудно, нужно научится говорить “нет” желаниям Нехочухи, нужно суметь найти и поддержать своего Помощника. Бороться с ним нам поможет вот этот знак, он говорит о том, что где-то в классе у кого-то появляется Нехочуха. Если учитель это увидит, он повесит этот знак на доску, а вы прислушайтесь к себе вдруг Нехочуха рядом и шепчет вам свои желания.

Подготовила:Залан Н.Л.,

воспитатель дошкольного образования

свернуть