Взаимодействие учителя-дефектолога с педагогами
Рекомендации педагога-психолога педагогам по развитию внимания у воспитанников с ОНР.
Внимание детей с нарушениями речи характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Воспитанники с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Воспитанникам с ОНР гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении словесной инструкции. Произвольное же внимание воспитанников с алалией характеризуется постоянными отвлечениями.
Поэтому педагогам и специалистам, которые работают в логопедических группах, необходимо вести систематическую работу по развитию внимания.
Вниманием воспитанников 4-6 лет, в основном, управляет взрослый при помощи речи и жестов. Чуть позже они уже могут это делать сами. Поэтому:
- Давая задания воспитанникам, следите, чтобы они были логичными и понятными.
- Усложняйте задания постепенно.
- Составляйте пошаговую инструкцию к сложным заданиям.
- При необходимости повторяйте инструкции.
- Поддерживайте воспитанников для завершения действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.
Упражнения:
- Упражнения на развитие способности к переключению внимания: «Хлопни», «Топ-хлоп» (воспитанник должен хлопнуть, когда услышит нужное слово).
- Упражнение на развитие концентрации внимания: «Дорисуй и раскрась вторую половину, как и первую», «Найди отличия», «Что забыл нарисовать художник», «Что перепутал художник», «Найди два одинаковых предмета».
- Упражнения на развитие устойчивости внимания: «Найди слова в таблице», «Выкладывание из палочек».
Рекомендации руководителя физвоспитания в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей.
Движение и игра – это физиологическая потребность детей – дошкольников. Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как – бы непроизвольно. Как выяснилось, что двигательная активность нужна детям не только для хорошего физического, но нормального психического развития.
В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, а значит и речи. Изначально ребёнку присуща очень большая потребность в движениях, и они приносят ему огромную радость.
Что такое речевая игра? Это стихи, в которых есть сюжет и действие, Важно, чтобы было, кого и что показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, поддерживают физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные движения, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.
Таким образом, решаются следующие задачи:
- коррекция звукопроизношения;
- упражнение детей в основных движениях;
- становление координации общей моторики;
- умение согласовывать слово и жест;
- воспитание умения работать сообща.
Таким образом, учитель-дефектолог, используя эти игры на своих занятиях, автоматизирует определённый звук и одновременно закрепляет основное движение. Руководитель физвоспитания, работая над определённым основным движением, знает, какой звук он может закрепить.
Варианты игр
Звук «С» |
|
ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВАЯ ИГРА
|
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ В ИГРЕ. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ |
«Сова» В лесу темно – темно (развести в стороны руки) Совята спят давно (сложенные ладошки под голову, голову на ладошки) Сова – сова, не спит сова (руки в стороны, взмахи обеими руками) Летит, летит сова (бег на носках, взмахи руками – «крылья») |
Бег под музыку в разных направлениях, с поднятыми по сторонам руками. Бег на носках. |
«Самолёт» Самолёт построим сами (руки в стороны как крылья) Понесёмся над лесами Понесёмся над лесами, (бег с поднятыми по сторонам руками) А потом вернёмся к маме (приседание с понятыми по сторонам руками) |
Бег с поднятыми на уровне плеч руками. Приседания.
|
«Гуси» Тот, кто с гусятами близко знаком, Знает: гусята гуляют гуськом (ходьба, высоко поднимая ноги, руки за спиной, голова поднята) Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним не рискнёт подойти босиком (опустить голову, грозно соединить брови) |
Ходьба друг за другом, руки за спину, спина прямая. |
«Лиса» (подвижная игра) Лиса рядом притаилась (присесть) Лиса кустиком прикрылась (руки над головой соединены), Лиса носом повела (ведём носом, поворачивая голову в ту или другую сторону) Разбегайся, кто куда (бег врассыпную) |
Бег врассыпную. Приседания на двух ногах
|
«Евсей и гуси» Старый дедушка Евсей (размахивание правой рукой - «машем веткой») На лугу пасёт гусей (размахивание правой рукой - «машем веткой») Гуси белые, как снег, Лапы красные у всех. Ходят гуси: га – га – га (ходьба с прямой спиной, руки за спину) А над ними радуга (руки в вверх развести) А над ними самолёт За собой гусей зовёт (руки в сторону – крылья, бег в разных направлениях) Только гуси не летят Видно гуси не хотят (ходьба с прямой спиной, руки за спину) |
Ходьба с прямой спиной, с высоким подниманием колен. Бег руки в стороны в разных направлениях |
«Солдатик» На одной ноге постой – ка Будто ты солдатик стойкий (стойка на правой ноге, руки в сторону) Да смотри, не упади (стойка на правой ноге, руки в сторону) А теперь постой на левой Если ты солдатик смелый (стойка на левой ноге, руки в сторону) |
Стойка на одной ноге, другая согнута в колене. Перемена ног, сохраняя устойчивость
|
«Гусиное войско» По узкой тропинке гусиным шажком Гусиное войско шагает гуськом. Гусиное войско в гусином строю В атаку идёт под команду мою (ходьба мелкими шагами друг за другом) |
Ходьба мелким шагом друг за другом
|
Звук «Ш» |
|
«Тише, мыши» (подвижная игра) Тише, мыши, тише, мыши (дети на цыпочках идут к коту, который спит) Ходит кот по нашей крыше (после последних слов, кот мяукает и бежит за детьми, мыши убегают) |
Бег с имитацией движений мыши, бег в одном направлении. Ходьба на носочках |
«Белка и шишка» Белка с ветки в свой домишко Перетаскивала шишку (прыжки, сложив руки перед собой) Белка шишку уронила (наклоны, руки расслабленно падают вниз) Прямо в мишку угодила (ходьба на наружной стороне стопы, руки округлены перед собой) Застонал, заохал мишка: «На носу вскочила шишка!» (приседание на двух ногах, руки к голове) |
Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперёд с имитацией движений белки. Ходьба с имитацией движений медведя. Ходьба на наружной стороне стопы |
«Лягушка» Лягушка – попрыгушка – Глазки на макушке (прыжки с продвижением вперёд с развёрнутыми коленями, руки с растопыренными пальцами) Прячьтесь от лягушки Комары да мушки (бег врассыпную, руки в стороны, волнообразные движения руками) |
Прыжки, продвигаясь вперёд с имитацией движений лягушки с развёрнутыми коленями, руки с растопыренными пальцами. Бег врассыпную с поднятыми в стороны руками. |
«Мишка и мушка» Мишка брёл лесной опушкой (ходьба на внешней стороне стопы с округлёнными перед собой руками) Повстречался мишка с мушкой (кружимся с быстрыми взмахами руками по сторонам, произнося «з – з - з) Закричала мушка грозно: «Уходи пока не поздно!» (взмахи руками) Гром тут грянул, как из пушки (хлопок) Убежал медведь с опушки (бег на наружной стороне стопы) Мушка кличет: «Эй, друзья! («зовёт» движением рук друзей) Прогнала медведя я!» (бег с быстрыми взмахами руками в разных направлениях) |
Ходьба с имитацией движений мишки (на наружной стороне стопы). Бег на наружной стороне стопы. Бег с руками в стороны в разных направлениях. |
«Ножки» Нарядили ножки в новые сапожки (наклон с медленным выпрямлением, руки скользят по ногам снизу вверх «надеваем сапожки») Вы шагайте, ножки, (ходьба босиком по массажным коврикам) Прямо по дорожке (ходьба босиком по массажным коврикам) Вы шагайте, топайте, По лужам не шлёпайте В грязь не заходите (ходьба с высоким подниманием колен, но уже по полу) Сапожки не рвите (ходьба с высоким подниманием колен по полу) |
Ходьба по массажным коврикам. Ходьба по полу с высоким подниманием колен. Наклоны вперёд. |
«Кузнечики» Поднимайте плечики, (поднимаем плечи) Прыгайте, кузнечики, (прыжки на четвереньках с продвижением вперёд) Прыг – скок, прыг – скок (то же) Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем (сидя на четвереньках, поворачиваем голову то в одну, то в другую сторону) Тише, тише, высоко, (сидя на четвереньках голову тянем вверх) Прыгай на носках легко (прыжки во весь рост на носочках то на одной, то на другой ноге) |
Прыжки на четвереньках с продвижением вперёд. Прыжки во весь рост на носочках. Прыжки на одной ноге с переходом на другую ногу. |
Звук «Ж» |
|
«Жук» Жук жужжит, Над ежом кружит, (произносить звук «Ж», кружась вокруг себя) А ёжик лежит На жука глядит (руки в стороны, наклониться назад) Ты, жук, жужжи (бег с поднятыми в сторону руками) Ты, жук, кружи (произнесение звука» Ж», кружась вокруг себя) А я полежу, На тебя погляжу (наклон в сторону, руки под голову)
|
Бег с поднятыми в стороны руками, имитация движений крыльев жука. Повороты вокруг себя.
|
«Ёж и лиса» Бежит ёжик вдоль дорожек (бег трусцой) Да скользит по льду (ходьба скользящим шагом) Говорит ему лисица: «Дай переведу!» (имитация движений лисы с поворотами головы направо, налево) Отвечает серый ёжик: «У меня две пары ножек; Сам я перейду!» (ходьба скользящим шагом) |
Бег трусцой, ходьба скользящим шагом. |
«Песенка жука» Я весёлый майский жук. Знаю все сады вокруг (бег с имитацией движений жука, руки в стороны) Над лужайками кружу ) А зовут меня Жу – жу. (покружиться вокруг себя) Почему зовут Жу – жу?(развести руки в стороны) Потому что я жужжу (бег в разных направлениях с поднятыми в стороны руками) |
Бег с имитацией движений крыльев жука. |
«Ёжик» Это ёжик, но без ножек. Ножки просто не видны (ходьба в присядке мелкими шагами) Он шагает без дорожек От берёзки до сосны Ну, а там его нора – ( ходьба на четвереньках) Ёжику поспать пора (голова опущена на грудь «свернувшись» калачиком) |
Ходьба мелкими шагами на четвереньках. Ходьба в приседе.
|
«Рыжий котёнок» Вышла девочка на лыжах (скользящие движения ног с движениями рук – идём на лыжах) А за ней котёнок рыжий. От неё не отстаёт (бег в разных направлениях) Добежал до горки – ждёт (остановка «замерли») «Прокати, Алёнка, Рыжего котёнка» (скользящие движения ног с движениями рук) |
Скользящие движения ног (имитация движений ходьбы на лыжах). Бег (имитация движений лап котёнка). |
«Шажки» Раз шажок, два шажок, Левый, правый сапожок (ходьба приставным шагом в одну сторону) Я учу Алёшку Топать понемножку (ходьба приставным шагом в другую сторону) |
Ходьба приставным шагом. Ходьба, притопывая.. |
«Весёлый пёс» Жил на свете пёс мохнатый, Очень важный был (ходьба на месте в ритме стиха, гордо подняв голову) Каждым утром спозаранку (ходьба в разных направлениях с высоким подниманием колен) Прогуляться выходил. Шёл он парком, шёл он важно, В стороны глядел (ходьба с поворотами головы направо, налево) Так же важно, деловито Хвостиком вертел (ходьба вразвалочку с движениями таза) |
Ходьба на месте, изображая характер пса в ритме стиха. Ходьба с поворотом головы влево, вправо. Ходьба вразвалочку. |
Звук «Л» |
|
«Веник» Веник пол подметал (полунаклоны вперёд, руки двигаются внизу из стороны в сторону) Веник очень устал, (руки в стороны, потягиваемся) Он улёгся под стул (присели) Он зевнул и уснул (руки под голову, закрываем глаза) |
Ходьба с наклонами вперёд, с движениями рук (имитация движений веника). |
«Белые гуси» Белые гуси К ручейку идут (ходьба в вперевалочку, руки за спину, спина прямая) Белые гуси гусяток ведут (ходьба вперевалочку, руки выпрямляем за спиной) Белые гуси вышли на луга. Закричали гуси: «Га – га – га!» (то же) «Собачки» Вот идут на задних лапках Две собачки в модных шляпках. |
Ходьба, спина прямая, с заложенными за спину руками, вперевалочку (имитация движений гусей). Ходьба на носках с прямой спиной. |
«Кот – разбойник» Из окна увидел я: Кот напал на воробья (прыжок на двух ногах, руки впереди) Чуть он, бедного, не съел (покачивание головой) Я на помощь подоспел (бег на месте с чуть согнутыми локтями) Жаль, что не было кнута Наказал бы я кота (делаем замах правой рукой) Чтоб он птичек не губил, А мышей и крыс ловил (грозим пальчиком) |
Прыжки на двух ногах, руки в стороны. Прыжки на одной ноге с продвижением вперёд. Стойка с открытыми глазами на одной ноге, другая согнута в колене. |
«Пугало» Прыгало, прыгало (прыжки на двух ногах на месте, руки внизу) Пугало, пугало (прыжки на двух ногах на месте, руки в стороны) На одной ножке (встать на одну ножку) В лес по дорожке (прыжки на одной ножке с продвижением вперёд, руки прямые в сторону) Не доскакало – (встать на две ноги) Ворон увидало (стоять на двух ногах, руки в стороны, машем руками) Испугалось, (руки смыкаются на груди, глаза испуганные), растерялось (руки внизу разведены, глаза растерянные) Да так стоять и осталось (встать на одну ногу, руки в стороны, замереть) |
Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. Бег на месте |
«Шла коза по мостику» Шла коза по мостику И виляла хвостиком (шагаем по массажному коврику мелкими шажками) Зацепила за перила, Прямо в речку угодила (прыжок с коврика на пол) Кто не верит – это он, Выходи из круга вон! (прыжки на двух ногах на полу) |
Ходьба по массажным коврикам, прыжок с коврика на двух ногах. |
«Уж» Уж бежал кривой дорожкой, Ни одной не топал ножкой (ползание по полу на четвереньках между ковриками) Он бы топнул, да не мог (встать, топнуть по полу одной ногой) Потому что был без ног (продолжить ползание на четвереньках между ковриками) |
Ползание на четвереньках змейкой между предметами |
«Волки» Вышли волки на охоту, (ходьба с имитацией движений волка) Бродят стаей по болоту (то же) Между прочим, говорят, Волки ягоды едят. |
Ходьба с имитацией движений волка. Координация движений рук и ног. |
«Сова» Летела сова, (бег с движениями рук в стороны) весёлая голова (бег с движениями рук в стороны крутим головой) Вот она летела, летела (бег с движениями рук в сторону) На лужайку села (приседание) Хвостиком повертела (крутим «хвостиком») По сторонам поглядела, (крутим головой) Песенку спела «У –У – У» И опять полетела (бег с руками, вытянутыми в сторону) |
Бег с движениями рук (имитация движений крыльев совы) Приседания на двух ногах Координация движений с текстом. |
«Песенка» От села и до села Песенка ходила (ходьба по кругу, взявшись за руки) Никого не подняла И не разбудила (то же) Заходила к белке (прыжки на месте на двух ногах) Забежала к волку (бег на месте) Завернула к зайке (прыжки с поворотами вокруг себя) Заглянула в щёлку (приставляем руки к глазам как бинокль)
|
Ходьба, взявшись за руки. Ходьба с высоким подниманием ног. Бег на месте. Прыжки на двух ногах. Прыжки на двух ногах с поворотами вокруг себя. |
«Метели и птицы» Летели метели И птицы летели Спастись от метели (бег с поднятыми в сторону руками) Но не успели. Метель их нагнала Но не вернула (бег с одновременным произношением «У-У-У», руками производим хаотичные движения) Они улетели Прочь от метели (бег с поднятыми в сторону руками) |
Бег с поднятыми в стороны руками. Координация движений рук и ног. |
«Рая и мячик» (с мячом) Рая мячик изловила, Непослушного побила (подбрасывание мяча вверх, ловля его) Не жалела кулаков Для резиновых боков (мяч об пол и ловим двумя руками) |
Подбрасывание мяча вверх, ловля двумя руками, удары мяча об пол.
|
Звук «Р» |
|
«Барабан» Левой! Правой! Левой! Правой! (ходьба с высоким подниманием колен) На парад идёт отряд. На парад идёт отряд Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. |
Ходьба с высоким подниманием колен (маршировка) в колонне по одному. Координация движений рук и ног.
|
«Буратино» Буратино взял топор И пошёл чинить забор (наклоны вперёд, ходьба в разных направлениях) Видит он – стоит машина (остановка, развести руки в стороны «вот такая машина») Но машина без бензина (хлопки по бёдрам «досадно») Влил бензин он в мотор (руки в кулаки, кулак один над другим «наливаем бензин») И наехал на забор («заводим мотор», крутя впереди руками, сомкнутыми в кулаки) Тут Тортилла прибежала (ползание на четвереньках по полу) Буратино отругала (грозим пальчиком) |
Ходьба с высоким подниманием колен. Ходьба на четвереньках Ползание на четвереньках по полу в разных направлениях.
|
«Конь – огонь» Грива красная – не тронь! (провести над головой рукой «грива») На площадке конь – огонь (ходьба на месте с высоким подниманием колен, гордо подняв голову и выпрямив спину) Под копытами дуга – Расписная радуга (поднять одну ногу, постоять, потом другую) Попрошу-ка я коня: «Прокати скорей меня» (прыжки с продвижением вперёд, руки впереди, «держим узду») |
Ходьба на месте с высоким подниманием колен. Стойка на одной, потом на другой ноге. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.
|
Подвижная игра «Вороны и собаки» Возле ёлочки зелёной (рисование руками очертания ёлочки) Скачут, каркают вороны: «Карр – карр - карр!» (прыжки на двух ногах в разных направлениях, руки в стороны под музыку) Из – за корочки подрались, (попеременные движения руками как бы отталкивая что – то) Во всё горло раскричались: «Карр – карр – карр!» (прыжки на двух ногах, руки в стороны под музыку) Вот собаки прибегают, (собака рычит «Р» и бежит за воронами) А вороны улетают (бег в одном направлении «в гнёздышки» - массажные коврики) |
Бег с движениями рук в стороны. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (координация движений с музыкой). Бег в одном направлении |
«Не страшно!» Воробьи повадились в огород (прыжки в разных направлениях на четвереньках) Ну-ка, пусть их пугало отпугнёт В огороде пугало – нет страшней! (стойка на одной ноге, руки в стороны) А на нём чирикает воробей! (произнося «чик- чирик», покружиться вокруг себя, руки в стороны)
«Ауты – баты, шли солдаты» Аты – баты, шли солдаты, Аты – баты, на базар, Аты – баты, что купили? Аты – баты, самовар. Аты – баты, сколько стоит? Аты – баты, сто рублей. |
Прыжки на четвереньках. Равновесие (стойка на одной ноге, руки в сторону). |
«Лось» Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец (ходьба с высоким подниманием колен, голова высоко поднята) Ходит смело и легко, Рога раскинув широко (при ходьбе поднять округлые руки над головой) |
Ходьба с координаций движений |
«Три медведя» Жили – были три медведя, три медведя во бору. Выходили на зарядку три медведя поутру (семенящий шаг на наружной стороне стопы, руки округлены перед собой) Малыш – весёлый Мишка, Ушастенький Топтыжка (лёгкий бег на наружной стороне стопы, вперевалку) Шла в розовой панамочке Купать Топтыжку мамочка (неторопливый шаг вперевалочку на наружной стороне стопы, руки округлены) И очень важно, молодец! Шёл сзади всех медведь – отец (очень медленный шаг на наружной стороне стопы, руки округлены перед собой) |
Ходьба с высоким подниманием колен.
Семенящий шаг на носочках.
Лёгкий шаг.
Медленный шаг вразвалочку.
|
«Кувшинчик» (с мячом) Я кувшинчик уронил И об пол его разбил (отбивание мяча об пол) Раз, два, три, Его, Ваня, лови! (бросание мяча вверх и ловля его, перебрасывание мяча товарищу) |
Развитие ловкости. Отбивание мяча о землю. Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками. Перебрасывание мяча друг другу |
«Воробей» Скачет шустрый воробей. Воробышек – пташка Серая рубашка (прыжки с продвижением вперёд на четвереньках, руки в стороны) Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей! (прыжки с продвижением вперёд, стоя во весь рост) |
Прыжки с продвижением вперёд на четвереньках, руки в стороны. Прыжки с продвижением вперёд во весь рост. |
«Разноцветные мячи» Разноцветный мячик По дорожке скачет (удары мяча об пол и ловля его двумя руками) По дорожке, по тропинке, От берёзки до осинки, От осинки – поворот, Прямо к (Толе) в огород (удары мяча о землю и ловля его двумя руками с продвижением вперёд)
|
Удары мяча об пол и ловля его двумя руками в ритме текста. |
«Игра» Я пошёл играть в футбол (ходьба произвольная в разных направлениях) И забил в ворота гол (замах одной ногой «забиваем гол») Все кричат: «Ура! Ура! Это славная игра!» (прыжки на двух ногах на месте, хлопая в ладоши) |
Ходьба произвольная врассыпную. Прыжки на месте на двух ногах. |
«Ветер» Из сугроба на опушке Чьи – то выглянули ушки (показ руками ушек) И помчался: прыг да скок – Белый маленький клубок (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд) Вот запрыгал он с разгона По проталинкам зелёным (то же) Он вокруг берёзок кружит, Перепрыгивает лужи (прыжки на двух ногах через лужи – модели) Ветер! Ветер! Догоняй – ка! Не догнать лихого зайку? (бег врассыпную через предметы – заменители – лужи) |
Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. Бег врассыпную. Перепрыгивание через предметы – заместители (лужи). |
«Синица» Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится Прыг – скок, прыг – скок (прыжки на двух ногах в полуприсяде) Завертелась как волчок (прыжки на двух ногах в полуприсяде, поворачиваясь вокруг себя) Вот присела на минутку (приседание) Почесала клювом грудку (повороты головы вправо – влево) |
Прыжки на месте на двух ногах. Прыжки на месте на одной ноге. Повороты вправо - влево. Приседания. Прыжки на двух ногах, поворачиваясь вокруг себя. |
«Хоровод» Водят пчёлы хоровод – Брум – брум (ходьба по кругу с высоким подниманием колен) В барабан ударил кот – Трум – трум (ударить пальчиком о пальчик) Стали мыши танцевать – Тир – ля – ля (приседать на двух ногах) Так, что начала дрожать Вся земля (топать двумя ногами) |
Ходьба по кругу с высоким подниманием ног. Приседания на двух ногах. |
«Играем» Раз – два – три – четыре - пять Начинаем мы играть (ходьба на месте) Все играют в этом мире (ходьба на месте с высоким подниманием колен) Раз – два – три, раз – два – три Ногу ты скорей согни (прыжки на месте с ноги на ногу) Раз – два – прямо стой! Получилось? Ты герой! (стойка на одной ноге, руки в стороны, спина прямая) Раз не смог – тогда со мной! (стойка на другой ноге, руки в стороны, спина прямая) |
Ходьба на месте, скачки с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, шаг на месте с высоким подниманием колен, стойка на одной ноге. |
Такие игры могут использовать в своей работе и педагоги, и родители дома.
Подготовила: Ракицкая М.Ю.,
учитель-дефектолог
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1.Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
2.Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с
Рекомендации руководителя физического воспитания для воспитателей группы интегрированного обучения и воспитания (для детей СТНР)
Двигательное действие |
Цель упражнения |
Выполнение на прогулке, после сна, на зарядке. |
Беговые упражнения
|
Повысить работоспособность, укрепить мышцы ног, развивать скорость, точность, учить сохранять правильную позу во время выполнения упражнений, обращать внимание ребенка на правильную постановку стопы на грунт (с носка на пятку, а не с пятки на носок) |
Бег из разных исходных положений, семенящий бег, на носках, приставным шагом. Подвижные игры: «Ловишки», «Вышибалы», «Третий лишний», «Лиса и заяц», разнообразные эстафеты |
Прыжковые упражнения
|
Укрепление мышц ног, стопы отдельно, Развитие скоростно-силовой способности, быстроты, силы ног, увеличить дальность прыжка.Обращать внимание на полуприсед, туловище слегка наклонено вперед, руки в меру отведены назад, отталкивание двумя ногами и приземление на обе ноги с пятки на носок. |
Прыжки на месте, с продвижением вперед, назад, боком. Спрыгивание с невысоких предметов, запрыгивание на небольшую высоту, прыжки с разбега через препятствие, до предмета, на скакалке. Подв.игры: «Рыбак и рыбки», «По кривой дорожке на одной ножке» и др. |
Метание
|
Развивать глазомер, точность броска, силу рук, мелкие и крупные мышцы рук, закрепить выполнять упражнение осознанно и правильно |
Броски в цель, на дальность, метание мешочка, более тяжелого предмета. Подв.игры: «Школа мяча», «Попади в цель», «Мишень», «Перебрось мяч», «Передай мяч» и др. |
Ловкость
|
Развивать координацию движений, согласовывать работу рук, ног, туловища, учить ориентироваться в пространстве, развивать равновесие передвижение в разном темпе и направлении. |
Лазание по гимнастическим стенке, скамейке, подлезание под разновысотные препятствия, бег змейкой, чередование разного типа упражнений, развитие реакции на сигнал. Подв.игры: «Хитрая лиса», «Ловишки», «Третий лишний», «Гори, гори ясно»и др. |
План индивидуально-профилактической работы с детьми по результатам мониторинга (по показателям состояния здоровья, физического развития, двигательной активности и физической подготовленности)
Группа для детей с ТНР
Отклонения в развитии |
Возможные причины отклонений |
Профилактические мероприятия |
Рекомендации воспитателям, узким специалистам |
ЧДБ |
Ослабленный иммунитет, отсутствие психологическо- го комфорта, экологический дискомфорт. |
Включать в индивидуальную работу закаливающие процедуры. Дать рекомендации родителям по оздоровлению и закаливанию в домашних условиях. Включить в распорядок дня: полоскание рта и горла после каждого приема пищи, умывание холодной водой, ходьба босиком перед дневным сном. |
Воспитателю: Создавать психологический и экологический комфорт в группе, включать динамические дыхательные упражнения в физкультминутки. Избегать перегрева и переохлаждения. Музыкальному руководителю: включать в содержание индивидуальной работы и музыкальных занятий специальные задания, направленные на укрепление дыхательной мускулатуры (игру на духовых инструментах, попевки, распевки, упражнения на развитие артикуляции, дикции и певческого дыхания) Педагогу-психологу: формировать у малоподвижных детей чувство уверенности в собственных силах, позитивную самооценку. |
Недостаточная степень сформированности ОД (ловкости) |
Не ориентируются в пространстве, недостаточно развита координация движений. |
Развивать координацию движений, согласовывать работу рук, ног, туловища, учить ориентироваться в пространстве, развивать равновесие передвижение в разном темпе и направлении. |
Лазание по гимнастическим стенке, скамейке, подлезание под разновысотные препятствия, бег змейкой, чередование разного типа упражнений, развитие реакции на сигнал.
|
Недостаточная степень сформированности ОД (метаний) |
Слабые мышцы рук, отсутствие интереса к этому виду упражнений |
Укреплять мышцы плечевого пояса, применять игровые упражнения с бросаниями предметов (мячей, мешочков) на дальность и в цель |
Воспитателю: Включать в содержание прогулки подвижные игры и игровые упражнения с бросанием мешочков, бросанием мячей на дальность и в цель. Игры «Брось-догони», «Попади в цель», «Школа мяча», «Кто дальше бросит» и др. |
Недостаточная степень сформированности ОД (бега)
|
Отсутствие фазы полета вследствие неправильной постановки стопы на грунт. |
Формировать представление о правильной технике бега, согласованной работе рук и ног. |
Воспитателю: Обращать внимание ребенка на правильную постановку стопы на грунт (с носка на пятку, а не с пятки на носок), включать бег на носках в содержание подвижных игр и игровых упражнений. Игры «Ловишки», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Найди себе пару», «Быстро возьми – быстро положи», «Пустое место» и др. |
Недостаточнвя степень сформированности ОД (прыжка)
|
Слабые мышцы ног, отсутствие интереса к этому виду упражнений, не правильное выполнение |
Формировать представление о правильной техники выполнения прыжка, (учитывать одновременность отталкивания двумя ногами, использование взмаха рук при толчке, мягкое приземление на две ноги). |
Воспитателю: Включать в содержание прогулки прыжковые упражнения, подвижные игры с прыжками. Обращать внимание на полуприсед, туловище слегка наклонено вперед, руки в меру отведены назад, отталкивание двумя ногами, и приземление на обе ноги с пятки на носок. Игры «С кочки на кочку», «Кто лучше прыгнет», «Переправа», «кто быстрее до флажка», «Челнок» и др. |
Низкий уровень развития гибкости |
Проблемы суставно-связочного аппарата |
Укреплять суставно-связочный аппарат, увеличивать амплитуду движений в суставах и позвоночнике. |
Воспитателю: Включать в физкультминутки упражнения на растягивание (наклоны из разных и.п., повороты туловища, махи, висы и др.) |
Подготовила: Гринченко Л.П.,
руководитель физического воспитания
Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя
Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и музыкального руководителя по коррекции речи и движений.
Нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-дефектолога и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Выстраивая свою работу, и учитель-дефектолог, и музыкальный руководитель должны учитывать структуру речевого дефекта; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность ребенка.
И учитель-дефектолог, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с воспитанниками.
Можно выделить основные задачи при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, воспитание правильной осанки, походки.
Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей.
Коррекционные: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.
Формы проведения занятий
Педагогические задачи |
Учитель-дефектолог |
Музыкальный руководитель |
Развитие мелкой моторики |
Упражнения с различным дидактическим материалом. |
Игра на детских музыкальных инструментах. |
Развитие мимики |
Массаж лица. |
Развитие выразительности в пении и танце |
Развитие речевого дыхания |
Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания |
Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. |
Развитие голоса |
Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба |
Хоровое пение. |
Развитие фонематического слуха |
Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. |
Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. |
Развитие артикуляции |
Упражнения с зеркалом. |
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием |
Развитие грамматического строя речи |
Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма |
Разучивание текстов песен. Драматизация. |
Развитие словаря |
Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. |
Пополнение словаря музыкальной терминологией. |
Развитие диалогической речи |
Формирование навыков составления диалога |
Драматизация. |
Развитие монологической речи |
Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. |
Разучивание текстов песен |
Развитие коммуникативных навыков |
Психологические этюды и коммуникативные игры |
Участие детей в музыкальных представлениях. |
Для работы по развитию и коррекции речи детей рекомендуется использовать музыкальные коррекционно-развивающие игры, способствующие повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений. Игровая форма музыкального материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, в процессе которой можно корректировать нарушения в речевом и двигательном плане:
■ музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, которые предлагается использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов. Это позволит развить у детей слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.
■ музыкально-речевые игры — адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.
■ музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук.
■ игры с использованием детских музыкальных инструментов предлагается применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).
■ музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.
Подготовила: Ракицкая М.Ю.,
учитель-дефектолог
Список рекомендуемой литературы по теме:
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
- Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
- Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
- Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
- Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
- Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
- Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
- Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
- Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
- Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
- Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.