Страничка музыкального руководителя

Роля беларускай музыкi у выхаваннi дзяцей.

 

         Музыка - язык зносiн чалавечых душ, верны i вечны лекар чалечага сэрца.Сярод многiх вiдау мастацтва, музыка займае вялiкае месца у эстэтычным i нацыянальным выхаваннi, ва усей сicтэме фармiрання усебакова i гарманiчна развiтага чалавека. Мы адчыняем дзверы у свет- музыкi, дапамагаем рабiць першыя крокi да прыгожага.

         На сёнешнi дзень вялiкая роля адводзiцца беларускай музыцы. Мы павiнны на узорах беларуекiх песен, танцау выхоуваць у дзяцей любоу да сваёй Радзiмы -Беларусi. Адной з форм праяулення нацянальных пачуцяу з'яуляецца павышэнне цiкавасцi да сваёй нацыянальнай культуры, мастацтва, беларускай народнай песнi. У творах беларускага народа адлюстраваны быт народа, яго клопаты, радасцi, яго жыццё. Беларускiя народная песнi праудзiва i шчыра адлюстроуваюць свет чалавечых пачуццяу, адносiнны чалавека да рэчаiснасцi. Беларускiя мелодыi вельмi меладычныя, напеуныя i выразныя.

         Узорам сапраудных, вечных каштоунасцей заусёды была народная творчасць, у тым лiку i музычны фальклор. Фальклор - гэта гiстарычная памяць народа, што лучыць пакаленнi, гэта - сiстэма маральна-эстэтычных iдэалау, адлюстраванная у мастацкiх вобразах.

         Знаёмiць дзяцей з беларуcкай музыкай пачынаюць з малодшай группы. У гэтым узросце блiзкi i зразумелы кожнаму дзiцяцi вобраз, якi жыве у невялiкiм лiтаратурным тэксце i у кароткай мелодыi i якi дамалёуваецца нескладанным музычным суправаджэннем. Незвычайна зауседы вабяць дзяцей забаулянкi i папеукi "Сарока -белабок а" б.н.п, "Трах - тарабах", «Iшоу бай па свеце" б.н.м. У малодшым узросце знаёмства з беларускай музыкай праходзiць у момант слухання. Для падтрымкi iнтарэсу да беларускiх народных песень выкарыстоуваюць iлюстрацыi, якiя больш глыбока раскрываюць змест песнi i папамагаюць хутчэйшаму запамiнанню.

         У сярэднiх групах вывучаем беларускiя песнi, песi-карагоды.

Актыунасць дзяцей прыметна павышаецца,  калi песенны матэрыял цiкавы i зразумелы па зместу, яркi у cваiх музычных вобразах.

         У стэрэйшым узросце знаёмства з беларускай музыкай праходзiць як у момант слухання так i пры спевах, а таксама пра вывучэннi гульняу, карагодау, iнсцэнiровак.

         Вельмi важна, каб беларуская музыка гучала не толькi на музычных занятках, але i у штодзёным жыццi дзяцей. Прапаную выхавацелям карыстацца рознымi папеукамi, лiчылкамi пакладзенымi  на беларускую музыку.Бацькам прапаную агляд беларускiх музычных праграм. Толькi пры суместным i усебаковым выкарыстаннi беларускай музыкай мы атрымаем паунацэнае нацыянальнае выхаванне дзяцей.

 

 
свернуть

Советы  тем, кто  хочет  научиться  петь

 

        Каждый  человек, родившись, получает  от  матушки-природы  драгоценный  и  великий  дар – особого  качества  музыкальный  инструмент – голос. Некоторые  педагоги  считают, что  именно  он  способен  стать  основой, фундаментом  всей  музыкальной  культуры  человека  в  будущем. Необходимо  лишь  научиться  правильно  владеть  этим  инструментом.

        Обучать  ребёнка  пению  лучше  всего  используя  для  этого  свой  собственный  голос. Слушая  песню, малыш  сам  начинает  подпевать, старательно  подражаю  выразительным  интонациям  голоса  взрослого. Чем  младше  ребёнок, тем  более лёгким  должен  быть  песенный  репертуар. Помните, что  объём  детского  голоса   невелик. Голосовые  связки  у  малышей  тонкие  и  хрупкие. Поэтому  весь  голосовой  аппарат  ребёнка  требует  очень  осторожного  и  бережного  отношения.

        Познакомьтесь  с  несколькими  советами, которые  могут  оказать  помощь  вашему  ребёнку  в  овладении  навыками  выразительного  пения.

        Прежде  чем  начать  разучивать  понравившиеся  песни, определите, справится  ли  с  ними  ребёнок, соответствуют  ли  они  возможностям  его  голоса. Даже  если  песня  очень  нравится  и  вам, и   ребёнку, пение её  может  принести  большой  вред, если  она  не  отвечает  особенностям  возраста.

        Итак, вас заинтересовала  песенка. Как  мудрый  педагог, сначала  внимательно  раз-беритесь  в  особенностях  текста  и  мелодии, предугадайте  варианты  возможных  оши-бок  ребёнка.

 

        При  подборе  репертуара учитывайте  следующее:

  • Содержание  песен  должно  отражать  круг  интересов  ребёнка
  • Просмотрите  текст, прочитайте  его  выразительно  вслух  и найдите  сложные  для  понимания  слова, словосочетания (их  обязательно  в  дальнейшем  нужно  объяснить  ребёнку)
  • В  мелодии  песни  найдите  сложные  по  ритмическому  рисунку  такты. Посмотрите  одновременно, не будет  ли  затруднений  в  пропевании  самой  мелодии
  • Обратите  внимание  на  протяжённость  музыкальных фраз. Помните, темп  дыхания  у  детей  более  частый  в  сравнении  с  дыханием  взрослого. Фразы  детских  песен  должны  быть  короткими , чтобы  ребёнку  не  приходилось  разрывать  их  в  процессе  пения  для  нового  вдоха
  • Объём  звуков  мелодии  песни  не  должен  превышать  возможностей  певческого  диапазона  голоса  ребёнка. У  детей 3-4 лет – это  всего  4-5 звуков, у  детей  4-5 лет – 5-6 звуков, у  детей  5-6-летнего  возраста  он  расширяется  до  октавы (8 звуков).

   В  пределах  возрастного  диапазона  голос  ребёнка  звучит  естественно, ненапряжённо, без  перегрузки.

        Все  эти  рекомендации  вы  должны  учесть, прежде  чем  споёте  ребёнку  песню. Первоначальное  исполнение  обязательно  должно  быть  ярким, выразительным. Только  при  этом  условии  у  ребёнка  появится  интерес  и  желание выучить  песенку.

 

Разучивая  с  детьми  песню, помните:

  1. Мелодию  лучше  начинать  разучивать  без  текста, на  какой-нибудь  слог, например  «ля» (в  таком  случае  всё  внимание  ребёнка  будет  сосредоточено  на  звуковысот-ной  линии)
  2. Подвижные  песни  сначала  необходимо  пропевать  в  замедленном  темпе, чтобы  ребёнок  успевал  хорошо, правильно  проговаривать  все  слова, особенно  трудные  для  произношения
  3. Сложные  по  ритмическому  рисунку  и  мелодии  фрагменты  песни  необходимо  поучить  отдельно. Чтобы  ребёнок  наглядно  понял, куда  движется  мелодия  и  куда  направить  голос, пользуйтесь  жестом  (рука  следует  вверх  и  вниз, скачком  или  плавно, в  зависимости  от  движения  мелодии). Такты  с  трудным  ритмическим  ри-сунком  нужно  прохлопать, затем  одновременно  прохлопать  и  пропеть  на  какой-либо  слог
  4. Чтобы  звук  во  время  пения  имел  красивую  окраску, следите  за  губами  ребёнка. Они  всегда должны  иметь  округлую  форму. Этому  помогает  и  хорошо  открываю-щийся  рот
  5. Дышать  нужно  спокойно, не  поднимая  плеч  и  не  делая  шумных  вдохов  перед  каждой  новой  фразой  песни. Сохранять  воздух  в  лёгких  желательно  до  окончания  фразы, экономно  расходуя  его. Научиться  этому  можно, поиграв, например, со  свечой  (дуйте  на  пламя  как  можно  дольше, наблюдая, как  оно  при  этом  отклоняется  в  сторону)  или  с  белыми  пушинками-парашютиками  знакомого  всем  одуванчика
  6. Перед  пением  голос  должен  быть  «разогрет». Для  этого  используются небольшие, на 3-5 звуках, распевки
  7. Правильное  положение  корпуса  ребёнка  во  время  пения  помогает  исполнению  песни. Сидеть  нужно  прямо, без  напряжения, расправив  плечики, руки  спокойно  положить  на  колени  ближе  к  корпусу, голову  вниз  опускать  не  следует. При  таком  положении  корпуса  вся  дыхательная  система, весь  голосовой  аппарат  гармонично  настроены  на  процесс  пения
свернуть

Логоритмические игры и упражнения для дошкольников по возрастам

Логоритмические игры — это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Они включают в себя музыкальные, двигательные и игровые занятия. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педагогической деятельности в дошкольных учреждениях, а также в школе.

     Выполнять логоритмические игры следует в определенное время ежедневно.

Логоритмические игры для детей 3-4 лет

     В этом возрасте важно научить ребенка составлять смысловые предложения, закреплять ориентировку в пространстве, чувствовать свое тело и управлять им. Таким образом, проводя логоритмические игры, нужно обращать внимание на развитие общей моторики и чувства ритма. Подойдут музыкальные игры, упражнения с хлопками и совмещение с артикуляционной гимнастикой.

Упражнение:

Ветер дует громко в уши, (губы трубочкой, тянут звук «уууу»)

Облака плывут над сушей. (машут руками над головой, тянут звук «оооо»)

Пошел дождь и даже гномики (стучат по ладошке пальцем)

Быстро спрятались все в домики (руки «домиком» над головой, приседают) (М.А. Мордвин)

     В этих упражнениях дети учатся подражанию, копированию. Не стоит заставлять учить текст гимнастики наизусть. Достаточно просто повторять его ежедневно. В 3-4 года у ребенка преобладает эмоциональная память, поэтому игры должны носить добровольный характер, вызывать положительные эмоции. Восприятие ребенка переходит от деятельности с предметом к предмету-заменителю, поэтому важно использовать в занятиях такие заменители, предварительно объясняя, что они значат (пример: синие круги — облака, желтые — цыплята).

Упражнение с предметом-заменителем (кружки — одуванчики)

Вышли с леса на полянку («идут» ногами, попутно машут руками, как при ходьбе)

И увидели цветы, (тянут звук «оооо»)

С круглой шапкой белоснежной (показывают руками шапку)

Как у старенькой зимы. (тянут звук «уууу»)

Одуванчиком зовется,

Ты спеши в него подуть. (сдувают с ладошки кружок)

Быстро с шапкой расстается. (трясут кистями рук сверху вниз)

Улыбнуться не забудь. (широкая улыбка, не сжимая зубы)

(М. А. Мордвин)

         Короткие игры можно проводить перед прогулкой на улицу или во время водных процедур:

Моют свои пальчики озорные зайчики. (намыливают руки, протирают каждый пальчик, начиная с большого).
Вытирают лапки сухо и скорей идут на кухню. (вытирают руки, пропрыгивают в строй).

         Таким образом, дети будут заняты полезным делом, а педагогу будет проще организовать их деятельность.

Логоритмические игры для детей 4-5 лет

      К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.

Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)

Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)

На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)

И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)

          Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:

Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)

Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)

Кукла Маша уснула. (сопят носом)

      Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:

— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)

У меня есть гребешок. (потрясти головой)

— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)

Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)

— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)

Хвост и грива золотая (потрясти головой)

           Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.

Игра 1  

     Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.

Игра 2

    Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.

Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет

     В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к красивому почерку используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).

Зима недаром злится,  (качают указательным пальцем)

Прошла ее пора. (растирают ладони)

Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)

И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)

    Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет развитие внимания, концентрации.

      Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:

Все снежинки ветер кружит, (кружатся)

Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)

Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)

Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)

           Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.

Логоритмические игры для детей с заиканием

    В логоритмические упражнения для детей с заиканием входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. Дети с нарушениями речи требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:

(В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:)

Маша мыла мылом Милу.

Упражнение:

Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)

Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)

        Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:

Рано утром ходят в гости —

Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)

Черепаха с толстой тростью

В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)

 

Всех созвал зверей бельчонок,

Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)

Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)

Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)

Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)

Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)

Чтобы в танце покружиться

Плавно по полу скользя. (кружатся)

(М. А. Мордвин)

     От плавных движений рук к быстрым:

Наклоняют еле-еле

Прям к земле макушки ели. ( медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)

В небесах порхает птичка,

Как над глазиком ресничка ( встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)

(М. А. Мордвин)

     Упражнения желательно выполнять с музыкальным руководителем под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.

      Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.

Логоритмические игры и упражнения для детей с ОНР

     При ОНР нарушается фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дети с таким нарушением быстрее устают, сложнее усваивают материал, но без нарушения интеллектуальной сферы деятельности. Их эмоциональная сфера подавлена. Занятия логоритмикой направлены на преодоление психологического барьера, социальную адаптацию, и, главное, на исправление речи. Для того, чтобы дети не уставали, занятия проводятся короткие, с быстрой сменой деятельности, но большей эмоциональной нагрузкой:

Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у груди)

Поглядеть который час. (прикладывают руку ко лбу, как-будто вглядываются вдаль)

Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши)

Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны)

     Материал повторяется в несколько раз больше, чем при работе с обычными детьми. Большая часть игр направлена на пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь:

Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу.

Соответственно, в играх должно присутствовать немалое количество музыкальных вставок и песен. Для укрепления мышечного тонуса используются подвижные игры. Важно развивать память, воображение. Для этого можно позволять детям самим придумывать движения или игры. В логоритмике обязательно должны присутствовать артикуляционная и пальчиковая гимнастика, танцы, гимнастика:

Собрать пальцы в кулак, поочередно разгибать их. Каждый пальчик трут от основания к кончику.

Пять друзей все время рядом

Назовем их все, ребята:

Сбоку, словно часовой

Этот палец звать "Большой".

Указательный с ним рядом

Всем покажет то что надо.

Лучший друг его соседний

Называется он "средний".

У него есть постоянный

Друг с названием "безымянный"

А мизинчик меньше ростом,

Отыскать его так просто.

(М. А. Мордвин)

      После большой нагрузки проводятся релаксационные упражнения с дыханием для снятия физической и эмоциональной нагрузки:

  • Вдох-выдох. Глубокий вдох носом. Глубокий выдох горлом.
  • Поочередное дыхание животом-грудью.
  • Были мы голодные, спрятались животики (втягивают живот)
    Мы поели каши сладкой, животы теперь в порядке (надувают живот)

   Все занятия должны приносить радость и вызывать желание в них участвовать.

свернуть

Пальчиковый театр - играем и развиваемся

Пальчиковый театр это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а, играя, познает окружающий мир.  С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости.

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучиться, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. 

Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы, сделанные с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

 

свернуть

Кукольный театр дома

 

Огромную радость детям доставляет театр. Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции, которых так не хватает ребенку в наше время. Ведь зачастую вам, родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! А как ребенок обрадуется, если вы вместе с ним обыграете какую – либо потешку, отрывок из сказки, становясь медведем, маленьким зайчиком или хитрой лисой. Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры- драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. Игры-драматизации – это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребёнок в игре превращается и в актёра, и в режиссёра, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Всё это очень важно для познавательного и эмоционального развития. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребёнку. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.

ТЕАТР ДВУХ КУКОЛ

Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях –спектакль игрушек. Игрушечные артисты могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое возникает у ребёнка на глазах, стоит ваших усилий!

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР 

Большой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5–6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребёнку спектакли на пальчиках. В нём все герои, сцена и сюжет расположен на одной или двух руках. В продаже есть специальные пальчиковые куклы из ткани, дерева. Также такие игрушки можно изготовить самостоятельно, используя связанный крючком напальчник и пришив к нему маленькую мягкую игрушку. Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребёнком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и разыграйте с ней простой сюжет, любимую сказку. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он живой актёр. К театру, доступному в домашних условиях относятся: театр ложек. Куклы театра ложек – это ложки (деревянные или пластиковые), на вогнутой стороне которых изображено лицо героя. Из ткани, ленточек, ниток, бусин, фетра и т.п. сделаны остальные части героя (уши, лапы, хвост, прическа, головные уборы и т.п.), а одежда (как правило, платье в виде конуса) накрывает ручку ложки, тем самым, скрывая руку кукловода.

ТЕАТР НА СТОЛЕ

Дети очень любят настольно-плоскостной или объёмный театр.Сейчас в продаже можно найти большое количество вариантов такого театра. Это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать к каждому герою (а это не только звери и люди) свой неповторимый голос. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребёнка.

ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Наиболее богатые возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который вполне можно устроить дома с помощью кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой головой, к которой приклеено туловище-перчатка из ткани. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть. Такие куклы продаются как по одной, так и целыми наборам. Бывают в виде животных и в виде людей разного возраста – от стариков до младенцев. Играя, ребёнок забывает обо всём. Он забывает о реальном мире, в котором живёт. Всё его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребёнок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребёнку перевоплотиться, встать на место другого человека. Детям для полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым» фразам или механическим жестам. В игре ребёнок развивается. При этом игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить игру, либо стимулировать и совершенствовать её.

 

свернуть

Музыкальное воспитание в семье

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать? К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.  Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.     
Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.   
Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке. Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.  Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях. Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.   В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.
Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.   Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.     
Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.   Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.    Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре.   
Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.  Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров.

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть

Музыкальные игры в семье

Музыкальные игры в семье
Уважаемые родители!
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.    
Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Предлагаем небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках,  по дороге в детский сад.
Учитесь танцевать.
Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.
Громко – тихо.
Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.
Ход игры: 
1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.
2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.
Нарисуй песню.
Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.
Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.
Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
Громко – тихо запоём.
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
Угадай мелодию.
Игровой материал: записи песен, фишки.
Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Танцы сказочных персонажей.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т.д.).
Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.
Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.
Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть

Музыкальное воспитание в детском саду. Что это?

Музыкальное воспитание в детском саду
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество), необходимо развивать в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности, склонность к определенным видам деятельности. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности – основная задача музыкального воспитания. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана и с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах, можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Это влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Чувство ритма, (третья музыкальная способность), формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера. Эти занятия также важны для общего развития ребенка, так как требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах. Основной задачей программы по музыкальному воспитанию является развитие музыкальности. В понятие «музыкальность» объединяются музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Способности проявляются в деятельности, которая требует их проявления. Театрализованная деятельность требует проявления всех музыкальных способностей ребенка. В восприятии музыки наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая составляет основу развития музыкальности. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции. Для активизации процесса восприятия используют на музыкальных занятиях прием сравнения. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Так же целесообразно использовать перед прослушиванием музыкальных произведений чтение стихов, которые созвучны ему по настроению. Такие небольшие творческие задания развивают воображение ребенка, способствуют развитию его образного мышления, развивают умение сформулировать и обосновать свой выбор. Детям очень нравятся такие задания и они с удовольствием выполняют их. На начальном этапе работы над спектаклем дети прослушивают весь музыкальный репертуар, затем проводится беседа о характере героев. Такой анализ приучает детей внимательно слушать музыку, учит музыкальному воображению. Способность различия и воспроизведения мелодии по слуху (музыкально-слуховые представления) развивается, прежде всего, в пении. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Так же в пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как любимые песни он может исполнить в любое время по своему желанию. Развитие музыкальных способностей является одной из задач певческой деятельности. Овладение пением у детей происходит постепенно. На музыкальных занятиях с детьми используются певческие упражнения, направленные на развитие певческих навыков: дикции и артикуляции, певческого дыхания, звукообразования, расширения диапазона голоса, звуковедения, чистоты интонирования. На музыкальных занятиях мы изучаем особенности каждого ребенка, отмечаем детей, чисто интонирующих мелодию, пропевающих музыкальную фразу до конца. Так же возможно использование элементов логоритмики: это упражнения для развития координации слова с движением, для развития речевых и мимических движений, для развития мелкой мускулатуры пальцев рук. В музыкальных, кукольных спектаклях, инсценировках и драматизациях пение является одним из основных видов музыкальной деятельности. Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние героя, которое отражено в песне. Беседе об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение. При распределении ролей в спектакле учитываются способности, желание ребенка, его голосовые данные. Есть спектакли, в которых принимает участие вся группа детей. Яркая образность мелодий, юмор, участие всего детского коллектива, создают желание петь даже самых застенчивых и малоактивных детей. Работа над спектаклями способствует развитию эмоций, речи, движений. При этом создается творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть и звонкость. Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляет и чувство ритма. Музыкальный ритм позволяет передавать в движениях изменения в настроении музыки. Для развития этой музыкальной способности на музыкальных занятиях используются музыкально-ритмические движения: хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног, и т. д. Углубить восприятие и понимание музыкального произведения, сформировать музыкально-ритмические двигательные навыки помогает музыкальная игра. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей; формирует ритмичность движений, их координацию, пространственную ориентацию. Упражнения, выполненные под музыку, способствуют так же общей коррекции движения путем мышечного расслабления, увеличения объема произвольных движений. В спектакле содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. В процессе работы над спектаклем дети учатся воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки (например, злой волк, веселый Петрушка, хитрая лиса и т.д.) В процессе работы над спектаклем, ребята слушают музыку, поют, двигаются, что делает их восприятие активным, усиливает интерес к музыке, совершенствует артистические навыки детей, навыки хорового и сольного пения, умение внимательно слушать музыку и в движении передать ее характер и характер персонажей спектакля. Встреча с хорошей музыкой – всегда праздник. Чем раньше ребенок соприкоснется с ее лучшими образцами, тем ярче будут его впечатления. Как сделать, чтобы музыка вызывала отклик, заинтересовала малыша, была понятна ему? В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении близких ему людей, семья способна развить его эстетические чувства. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть и несовершенному. К тому же вы передаете ему частицу вашего вдохновения. В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором. А жаль! Такие первые ростки становления музыкальной культуры в семье укрепляют отношения с детьми. Спойте колыбельную, когда укладываете спать малыша, вы можете заменить слова песни другими, называя его любимые игрушки. В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, жизнь в нем станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадывались. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже, труднее. Способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны развить высокого уровня музыкального развития, другие более скромного. Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры. Не каждый малыш получает музыкальное образование в раннем возрасте. Не следует «тянуть» ребенка в музыку. Однако научить его чувствовать и понимать ее можно и без этого: нужно вместе с малышом музыку слушать. Это развивает в нем музыкальный слух, чувство прекрасного.

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть

Музыка летом

Воздействие музыки на духовный мир человека имеет огромную силу.

  Лето- один из самых благоприятных периодов в жизни ребёнка для обогащения эмоций и впечатлений. Однако, именно в это время дети чаще всего находятся вне детского сада, путешествуя и отдыхая с родителями. Поэтому роль родителей в музыкальном воспитании значительно увеличивается.

 Слушайте вместе с ребёнком звуки природы: пение птиц, шум при-боя и ветра, шелест листьев, стрекотание кузнечиков. Слушайте любую музыку, главное, чтобы она нравилась вам и вашему ребёнку!

Пойте ребёнку, пойте вместе с ребёнком знакомые песни, сопровождая исполнение хлопками, щелчками, постукиванием о предметы.

 Смастерите вместе с ребёнком музыкальные инструменты: маракасы, коробочки, «гремелочки», которые вы можете совместно с ребёнком украсить или раскрасить. Игра на инструментах даёт детям возможность проявить свои творческие способности, развивать чувство ритма, музыкальный слух, умение различать звуки по высоте и тембру.

 Совместная деятельность обязательно подарит Вам и вашему ребёнку положительные эмоции!

 Музыкально развиваться ребёнку вам помогают хорошо знакомые всем игры-забавы с пением и движениями: «если нравится тебе», «шла коза по лесу», «Танец маленьких утят», «Мы едем, едем, едем» и другие

Эти игры способствуют тесному взаимодействию ребёнка и родителя, помогают преодолеть застенчивость, коммуникативность.

Постарайтесь наполнить музыкой каждый день вашего ребёнка и тог-да он будет расти музыкальным и эмоционально развитым.

Хорошего вам отдыха и незабываемых впечатлений!

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть

Влияние музыки на психику ребенка

 

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть

Музыка лечит

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть

Правила поведения родителей на празднике

1.Своевременно приходить в детский сад, не опаздывать на детский праздник, не отвлекать внимание детей и взрослых, не заставлять ребенка волноваться по поводу подготовки к празднику (костюм, прическа).

2.Помнить, что праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Поэтому родителям следует приходить в хорошем эмоциональном настроении и поддерживать детей во время выступления аплодисментами¸ одобрительными взглядами.

3.Вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви и без верхней одежды.

4.Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами. Их необходимо предварительно отключить.

5.Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада. Не следует ходить по залу с кинокамерой или фотоаппаратом, - это отвлекает детей, мешает им сосредоточиться на выразительности своего выступления, нарушает праздничный настрой.

6.Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места.

7.Во время утренника родителям запрещается без необходимости вставать и переходить с одного места на другое.

8.Не желательно присутствие на празднике детей (среди гостей) более младшего возраста, так как они не могут сохранять внимание и отвлекают «артистов» плачем, выкриками, хождением по залу.

9.По предложению музыкального руководителя, воспитателей и детей родители могут принимать участие в проведении детского утренника (играх, танцах и пр.) и уметь поддерживать положительные эмоции детей.

10.Помнить о том, что родители – образец для подражания своим детям, поэтому следует избегать комментариев негативного характера.

Несоблюдение этих элементарных правил отвлекает детей, мешает им почувствовать себя главными участниками действия. В случае невыполнения вышеуказанных правил или другого неадекватного поведения со стороны родителей администрация детского сада оставляет за собой право не приглашать родителей на праздники и проводить праздники для детей без родителей.

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

 

свернуть

Музыкальные занятия в детском саду

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть

Внешний вид детей на музыкальных занятиях

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть

Музыкально-ритмические движения

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть

Музыка начинается в семье

Дорогие мамы и папы!

Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.

 В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному - от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.

Постарайтесь:

  • Создать дома фонетику записей классической, народной, современной детской музыки;
  • Приобретать музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.) и изготовлять их самостоятельно;
  • Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним;
  • Если вы владеете игрой на каком - либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поёт или танцует;
  • Искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.
  • Посещать со своим ребёнком музыкальные концерты, театры.

От природы музыкален каждый. Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуков.Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!

Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (физиологические особенности строения организма, например, органов слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.

 

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что - нибудь спеть или станцевать или его исполнение далеко от совершенства. Не расстраивайтесь! Количество обязательно перейдёт в качество, только для этого требуется время и терпение. Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребёнку ярлык «немузыкален» (это проще всего) - постарайтесь сделать всё для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становиться.

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть

Пойте вместе с нами!

Каждый   человек,   родившись,  получает  от  матушки – природы  драгоценный  и  великий  дар  -  особого  качества  музыкальный  инструмент  -  голос. Некоторые педагоги считают,   что  именно  он  способен  стать  основой,  фундаментом  всей  музыкальной  культуры  человека  в  будущем.  Необходимо   лишь   научиться   правильно,   владеть  этим  инструментом. Обучать   ребёнка  пению  лучше  всего  используя  для  этого  свой  собственный  голос.  Слушая   песню,  малыш  сам  начинает  подпевать,  старательно  подражая  выразительным  интонациям  голоса  взрослого.  Чем   младше  ребёнок,  тем  более  лёгким  должен  быть  певческий  репертуар.  Помните, что   объём   детского   голоса   невелик.  Голосовые   связки  у  малышей  тонкие  и  хрупкие.  Поэтому  весь  голосовой  аппарат  ребёнка  требует  осторожного  и  бережного  отношения.

При   обучении   пению   всегда   идите   от   простого   к   сложному,   словно  постепенно  поднимаетесь  по  лесенке  к  вершинам  исполнительского  мастерства. Вот   несколько  советов,  которые  могут  оказать  помощь  вашему  ребёнку  в  овладении  навыками  выразительного  пения:

  • Прежде чем начать   разучивание   понравившегося   песенного   репертуара,   определите,  справится  ли  ваш  ребёнок,  соответствует  ли  он  возможностям  его  голоса.  Даже   если   песня   очень   понравилась   вам  и  вашему  ребёнку,  пение  может  принести  большой  вред,  если  она  не  отвечает  особенностям  возраста;
  • Итак, вас заинтересовала  песня  и  вы  немножко  знакомы  с  нотной  грамотой.  Как   мудрый  педагог,  сначала  внимательно  разберитесь  в  особенностях  текста,  мелодии,  предугадайте  варианты  возможных  ошибок  ребёнка.

При   подборе  песенного  репертуара  учитывайте  следующее:

  • Содержание песен  должно  отражать  круг  интересов  ребёнка.
  • Просмотрите текст, прочитайте  его  выразительно  вслух  и  найдите  сложные  для  понимания  слова,  объясните  их  ребёнку.
  • В мелодии песни  найдите  сложные  по  ритмическому  рисунку  такты.  Посмотрите  одновременно,  не  будет  ли  затруднений  в  пропевании  самой  мелодии  (сложность  может  вызывать  скачкообразный  характер    мелодической  линии).
  • Обратите внимание на  протяжённость  музыкальных  фраз.  Помните,  темп  дыхания  у  детей  более  частый  в  сравнении  с  дыханием  взрослого.  Поэтому  фразы детских  песен  должны  быть  короткими,  чтобы  ребёнку  не  приходилось  разрывать  в  процессе  пения  для  нового  вдоха.
  • Объём звуков мелодии   песни  не  должен  превышать  возможностей  певческого  диапазона  голоса  ребёнка.  У  детей  3 – 4  лет  -  это   всего  4-5 звуков,  у  детей  6 – 7  летнего  возраста  он  расширяется  до  октавы  (8  звуков).

Все  эти рекомендации  вы  должны  учесть,  прежде  чем  споёте  ребёнку  песню.  Первоначальное   исполнение  должно  быть  ярким,  выразительным.  Только  при  этом  условии  у  ребёнка  появится  интерес  и  желание  выучить  песню. Учите  детей  чисто  петь.   Музыканты – педагоги  при  оценке  пения  используют  термин  «чистота  интонирования».  Говорят,   например,  интонация  у  ребёнка  не  чистая,  или  «чистота  интонирования  оставляет  желать  лучшего».  Но   что  такое  ПЕТЬ  ЧИСТО?  Это   значит,  петь  без  фальши.  Когда  вы  играете  на  каком-либо  инструменте  и  одновременно  поёте,  надо  слушать  себя  и  следить  за  тем,  чтобы  звук  инструмента  и  голос  сливались.  Приходится   сознательно  управлять  своим  голосом  и  приспосабливать  его  к  звучанию  инструмента.   Если  есть  хотя  бы  небольшая    рассогласованность  между  звуком  музыкального  инструмента  и  его  повторением  человеком,  о  чистом  пении  не  может  быть  и  речи,  а  ведь  к  чистоте  пения  люди  всегда  относились  и  относятся  очень  серьёзно.

Не  стоит  расстраиваться,  если  сразу  не  получится  исполнить  песню  чисто.  Для  успеха  требуется  время,  упражнения  для  развития  звуковысотного  слуха  и,  конечно  же,  регулярные  занятия  пением.

 И  всегда  ПОМНИТЕ:  прежде  чем  проинтонировать  (пропеть)  звук  песни,  важно  правильно  услышать  его  и  точнейшим  образом  повторить  голосом.

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

 

 

 

свернуть

Дети и музыка

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они «мурлычут» себе под нос, играя или рисуя, мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку? На музыкальном занятии в детском саду? Не маловато ли? Можно ли всерьёз говорить о развитии музыкального вкуса, любви к музыке при таких «дозах»? Может ли ребёнок за это время понять, что музыка - это волшебство, особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний. Или маленьким детям такие сложные чувства не доступны?

Оказывается, что музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Чем меньше ребёнок, тем более восприимчив он к звучанию мира, окружающего его. Мы взрослые, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, стены комнаты, где находится малыш, были ярких жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что вокруг нас звучит. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка. Малыш растёт, и всё большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие музыкального слуха не обращаем внимания. И вот результат.

Большинство детей безразличны к звуковому морю, которое их окружает. У них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны. Из всего богатства музыки предпочитают наиболее грубые шлягеры, которые часто слышат по радио, с экрана ТВ; у них отсутствуют чувство ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, а самое главное у них нет желания и умения слушать музыку, получать от неё удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. А нужно ли им это? Да, очень нужно.

Если ребёнок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые гармоничные произведения живописи, скульптуры, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят слышать - будь то собеседник, природа или музыка. Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приёмы. Например, научите детей слышать и перечислять звуки городской улицы. Это сигнал пожарной машины и шум легковой машины. От звуков улицы можно перейти к звукам дома. Можно слушать тишину. Это очень интересно!

Необходимо научить детей слышать разницу в звуках и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Заметьте, что это совершенно разные качества звуков. Для интересной игры можно сделать «инструменты». Любые коробочки или баночки отлично сойдут за барабаны или маракасы, если туда поместить горох или другие сыпучие продукты. Играть, можно потряхивая или постукивая по коробочкам. Если кто – нибудь при этом будет петь, получится своеобразная аранжировка к песне. С помощью этих шумовых инструментов можно «озвучить» читаемые вслух сказки. Важно не останавливаться на достигнутом.

Так же можно использовать, подвешенные бутылочки с налитой водой. От ударов по ним издаётся своеобразный мелодический звук, меняющийся в зависимости от количества жидкости. «Стеклянные» звуки могут иллюстрировать, например, дождь или полёт эльфов, или просто снегопад.

Если ребёнок по своей инициативе охотно музицирует, поёт, танцует, делая всё это выразительно и правильно, то можно говорить о хорошем уровне музыкального развития. Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основном «лёгкая» музыка. Они слышат её везде: дома, в парке, в транспорте. Музыкальное разнообразие необходимо, но при этом важно учитывать огромное воспитательное воздействие классической музыки на человека. Создайте хотя бы минимум условий для музыкального воспитания ребёнка дома.

Не делайте тише радио, если играет симфонический оркестр. Не выключайте телевизор, если вдруг зазвучала классическая музыка.Сейчас в каждом доме видеоаппаратура. Купите ребёнку сказку «Спящая красавица» или «Щелкунчик» и дети невольно будут приобщаться к классике; потому что в основе этих сказок лежит музыка П.И. Чайковского. Пусть дети слушают больше музыкальных сказок, детских песен. Ведь музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слёзы и грусть. Как сказал русский музыкальный критик Серов: «Музыка доказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет её главную прелесть, главную чарующую силу… Она непосредственный язык души».

 

 

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Поиграем со звуками

 Малыш – дошкольник живет играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить, обогатить представления о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. Если вы приглядитесь к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает возможности выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом, он пытается понять язык звуков.
            Игры со звуками – естественное дополнение к «звуковым забавам» малышей. Они помогают ребенку научиться лучше слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр понадобятся музыкальные игрушки. Это ударные инструменты: барабан, погремушки, колокольчики, металлофон. Духовые: дудки, свистульки, флейты
Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш малыш сам скажет, какая из них звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По его ответу вы можете судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие или резкие.
              А теперь попробуйте поиграть с ребенком в игру «Лесное эхо». В этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный по силе. Сначала вы вместе вспомните, что такое эхо, как оно тихо отвечает на наши громкие звуки. Расскажите, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие. Возьмите игрушку и начните игру. Кто вступает первым, у того игрушка должна звучать громко, а у того, кто отвечает – тихо. Потом можно обменяться ролями и игрушками. В последующих играх уже без игрушек и инструментов, когда ребенок будет воспроизводить звуки своими ладошками или голосом, вы сможете увидеть, насколько внимателен ребенок к конкретным заданиям, оцените его память и координацию движений и голоса.
       Такие игры со «звучащими жестами» (движениями рук, кисти, пальцев) развивают естественность, ловкость и точность движений, которые очень помогут вашему ребенку в обучении игре на музыкальном инструменте.
            Ваш интерес к музыке, пению обязательно передастся и малышу. Совместное домашнее музицирование доставит радость, а музыкальные успехи и творческие достижения малыша будут для вас заслуженной наградой.

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть

Музыкальные инструменты в вашем доме

  Современные производители игрушек предлагают широкий ассортимент товаров. Это и мягкие игрушки, и различные куклы, конструкторы и в том числе музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты. Однако, при таком богатом выборе достаточно просто ошибиться и купить ребенку ту игрушку, которая вовсе не будет развивать его музыкальные способности. И даже может свести на нет все те задатки, которыми природа наградила вашего малыша.

     Если вы все же решили купить ребенку музыкальную игрушку, то обратите внимание на то, как она звучит. Ее тембр должен быть чистым, мелодия должна воспроизводиться ритмически и интонационно верно.

     Детские музыкальные инструменты должны соответствовать возрасту ребенка. Лучше всего для домашнего музицирования подходят шумовые и ударные инструменты, такие как погремушки, бубны, музыкальные молоточки, ложки и т.п. Самостоятельное исполнение ритмического рисунка знакомых мелодий с их помощью доступно и очень нравится детям.

     Помимо готовых детских музыкальных инструментов в домашних условиях совместно с детьми можно самостоятельно изготовить шумовые музыкальные инструменты. Это могут быть различных размеров жестяные баночки (например, из-под кофе), наполненные различными крупами; жесткий целлофан, с помощью которого можно извлекать большое количество шумов. Ну и, конечно же, любой предмет может стать музыкальным инструментом. Нужна только ваша фантазия!

Подготовила: Кулева З.П.,

музыкальный руководитель

свернуть