Вывучаем родную мову разам

Приобщение детей дошкольного возраста к белорусскому языку.

Постепенное развитие элементарных свойств белорусской речи можно начинать с раннего возраста, когда в основном действует механизм подражания. Эту работу необходимо проводить и в дальнейшем, расширяя ее на протяжении всего дошкольного детства, так как дети в этом возрасте уже способны воспринимать достаточно большой объём новых знаний. Многие родители хотят помочь своим детям в изучении белорусского языка, но не всегда знают как. Данные рекомендации – это  способы помочь вашему ребенку постепенно изучать, ориентироваться в белорусском языке, отработать те или иные речевые умения.

Зачем ребенку изучать белорусский язык?
Во-первых,  изучение белорусского языка играет большую роль в приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Республику Беларусь, развитию речевой культуры и бережному, сознательному отношению к белорусскому языку. Знание родного языка  помогает осознать ребенку свои корни, прививает ему прекрасные качества – уважение, терпимость по отношению к другим языкам, культурам.
Во-вторых, двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, сообразительности, быстроты реакции, умении понимать, анализировать. Дети, овладевшие в дошкольном возрасте двумя языками, как правило хорошо учатся, лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.
Когда стоит начинать изучение белорусского языка?
Постепенное развитие элементарных свойств белорусской речи можно начинать с раннего возраста, когда в основном действует механизм подражания. Эту работу необходимо проводить и в дальнейшем, расширяя ее на протяжении всего дошкольного детства, так как дети в этом возрасте уже способны воспринимать достаточно большой объём новых знаний.
Многие родители хотят помочь своим детям в изучении белорусского языка, но не всегда знают как. Данные рекомендации – это  способы помочь вашему ребенку постепенно изучать, ориентироваться в белорусском языке, отработать те или иные речевые умения.
Восемь шагов навстречу белорусскому языку
или как родители могут помочь своему ребенку в изучении языка
  1. Смотрим по-белорусски
Можно начать с самого простого, с «Калыханкі», утренних программ для малышей на «Беларусь-3». А так же переводных мультиков на белорусском, например: «Шрек»,«Свинка Пеппа»
Не стоит забывать и о сцене. Например, о таких постановках в Белорусском государственном театре юного зрителя: «Доктар Айбаліт», «Воўк і сямера казлят» «Тэдзі», «Мая маленькая чарадзейка», «Пінокіё»,  «Дзюймовачка», «Вяселы Роджар», «Кошчын Дом».
  1. Поем по-белорусски
Можно наряду с русскоязычными разучивать и белорусские песенки. Например, уже привычные нам «Jingle Bells» можно спеть и по-белорусски «Звон звініць», как и классическую «Маленькой елочке холодно зимой» в пер. В.Жуковича «Ў лесе яліначцы холадна зімой»; песни из любимых мультиков, например, песня из м/ф «Летучий голландец» – «Не шанцуе нам, прынцэсам, не шанцуе!».
  1. Рисуем по-белорусски
Можно использовать четверостишия и игры при рисовании. Например, «Кропка, кропка, побач – коска. Атрымаўся тварык просты. Ручкі, ножкі, агурочак — чалавек па свеце крочыць»   Так же рисункам ребенка можно давать белорусские названия: «Ялінка»,  «Кветка», «Сонейка», «Вясёлка», «Мама, тата, я» и обсуждать нарисованное на белорусском языке.
  1. Играем по-белорусски
Пусть это будет семейная игра или язык мамы и дочки, или перевод слов в уже знакомых всем играх. Например, «Раз, два, тры, чатыры, пяць. Я іду цябе шукаць». Просыпаться по-русски «С добрым утром!», а засыпать по-белорусски «Дабранач!». Научиться чисто по-белорусски чистить зубы:   «У мяне зубная шчотка, ею зубы чышчу чотка! Хто не чысціць зубы шчоткай, вырасце бяззубай цеткай!». Подобное можно  найти в книге А. Хадановича “Нататкі таткі”
  1. Приглядываемся по-белорусски
Названия улиц, вывески магазинов, реклама на билбордах, торговые марки и даже надписи на майках мимо проходящих – белорусское слово можно встретить даже на заправке где угодно – главное, приглядеться.
  1. Читаем по-белорусски
По-белорусски можно познакомиться с Винни-Пухом и Пеппи – «Віня-пых і ўсе-ўсе-ўсе», «Піпі Доўгаяпанчоха», а так же мумми-троллями и хобитами, овечкой Аделей, Брык и Шусей. Читать истории, например, про йетти и корову Маму Му; «Снежны чалавек» Эвы Сусы в переводе А. Башаримовойи, цикл историй Юи Висландер в переводе Н.Кондрусевич.
  1. Запоминаем по-белорусски
Детский ум гибок и восприимчив. Запоминать можно и по-русски, и по-английски, и по-белорусски сразу в одном стишке. Например, как это сделала Е.Терешкова в книге «Англійская мова. Слова за словам.  Вершы».
  1. Говорим по-белорусски
С ребенком можно обсуждать, к примеру, как прошел день в детском  саду, насколько была интересной новая книга или мультфильм, куда ходили на выходных.
Так же можно заучивать с ребенком отдельные белорусские слова. Например, с помощью карточек, на которых с одной стороны пишется белорусское слово, а на другой стороне клеится рисунок. Хранить карточки лучше в конвертах, которые можно достать в транспорте, в очереди и играть с ребёнком всегда, когда образуется свободное время, которое будет полезно тратится.
Ещё один способ учить слова – это подписывать вещи в комнате ребёнка белорусскими словами, т.е. наклеивать стикеры. Находясь с ребенком в комнате, каждый раз можно обращать его внимание на стикеры и зачитывать ему слова или слушать самого ребенка, если он умеет читать.
свернуть

Які ён, сучасны бацька?

Сям’я – “гавань”, “прычал”, “крэпасць”, “цеплыня”, “любоў”…
Такімі характарыстыкамі ўзнагароджваюць сваю сям’ю мільёны людзей на планеце, тыя, хто ў поўнай меры адчуў любоў самых дарагіх і блізкіх людзей: маці, бацькі, братоў, сясцёр, жонкі, мужа, дзяцей…
Мудрая прырода нездарма дала чалавеку Маці і Бацьку. Тым самым яна паклапацілася пра раўнавагу двух пачпткаў Любові: мужчынскага – дужага, мужнага, стрыманага, і жаночага – пяшчотнага, ласкавага, самаадданага.
Дзіця, нараджаючыся на свет, мае права на бацькоў – бацьку і маці. Пры гэтым яму патрэбны бацькі, якія кахаюць адзін аднаго. Гэта даўно даказана і прынята грамадствам. Народная мудрасць сведчыць: “Сям’я без кахання, што год без вясны”, “Кожнай маці сваё дзіця міла”, “Бацькоўская ласка канцоў не мае”.
Менавіта ў сям’і, гледзячы на бацькоў, дзеці спасцігаюць тонкую навуку свайго будучага сямейнага жыцця.
Які ён, сучасны бацька?
Многія з мужчын, на жаль, лічаць, што іх задача – матэрыяльна ўтрымліваць сям’ю, усё астатнее належыць жанчыне. І глыбока памыляюцца. Мужчынскае выхаванне мае значэнне для дзяцей абодвух полаў.
Псіхолагі выдзяляюць наступныя тыпы татаў:
“Тама” – тата-мама, па-мацярынскі клапатлівы. Усе маміны функцыі прымае на сябе. А гэта яму не заўсёды ўдаецца, і ён становіцца раздражняльным, запальчывым, злым. Калі ж усё ідзе, як па масле, ён добры, уважлівы. І дзіця з-за перападаў яго настрою, не ведае, як падладзіцца пад бацьку.
“Мата” – мама-тата. Такі тып гатовы на любыя подзвігі дзеля дзяцей, ён ім заўсёды і усё даруе, яны “сядзяць” у яго на галаве. Дзецям усё дазволена, таму пазней бацьку даводзіцца дорага расплачвацца, бо ён гадуе эгаістаў.
“Бармалей” – для такога галоўнае ў выхаванні – дысцыпліна, жаданне ўсіх трымаць у “абцугах”. Нагодай для кантактаў з’яўляецца ўчынак дзіцяці. Тады толькі бацька звяртае ўвагу на дзіця. І асноўны спосаб выхавання – пакаранне.
“Конік” (Кузнечик). Ён жыве ў сям’і, але не адчувае сябе бацькам, лічыць, што клапаціцца пра дзіця павінна маці. Яго дзіця не павінна абцяжарваць. Пры першай жа магчымасці ён ператвараецца ў “нядзельнага” тату. Тата – “Конік” – незагойная рана для дзіцяці на усё жыццё.
Тата – “Душа-хлопец”. Як цудоўна гучыць такая характарыстыка! Значыць, нарэшце, дзіцяці пашанцавала: такі тата і сябар, і брат. З ім лёгка, весела, але…гэты тата надае больш увагі фармальнаму боку жыцця дзіцяці, забываючыся пра тыя яго праблемы, вырашэнне якіх – бацькоўскі абавязак. Маці гэта не падабаецца, таму што ўсе праблемы ў доме вырашае яна, з гэтай нагоды ў сям’і бясконцыя канфлікты, сваркі. Дзіця жыве ў складанай атмасферы.
“Хатні міліцыянер”, “Камень” або “Стойкі алавяны салдацік” заўсёды мае рацыю. У яго дзейнічаюць правілы, толькі правілы, якім трэба падпарадкоўвацца нават у тых сітуацыях, калі бацька не мае рацыі. Яго дэвіз “Яйка курыцу не вучыць”. У дзіцяці адчужанасць да такога бацькі, якая з’яўляецца ў дзяцінстве, захоўваецца і ў сталым узросце.
Сёння папулярны тып бацькі – “Здабытчык”, “Бізнесмэн”. Ён умее рабіць грошы, добра забяспечвае сям’ю. Шкада толькі, што бачыць дзіця ён толькі спячым: ён рана ідзе на працу, позна прыходзіць. І хоць дзіця добра забяспечана, яно адчувае сябе пакінутым і непатрэбным. Ёсць “залатая клетка”, але гняздо бацька, ды часта і маці не ўюць. Кожны заняты сабой.
Гэта, вядома, далёка не поўны пералік тыпаў бацькоў і яны ўмоўныя. Аднак для ўсіх іх характэрна неразуменне ролі бацькі у выхаванні дзіцяці – як хлопчыка, так і дзяўчынкі. Вельмі небяспечна, калі таты не прымаюць удзелу ў выхаванні да перыяду палавога выспявання, калі бацька ігнаруе дзіця, не цікавіцца ім і не з’яўляецца аўтарытэтам для яго ў раннім узросце.
Негатыўная бацькоўская пазіцыя складаецца пад уплывам многіх фактараў:
жаночае выхаванне ў дзяцінстве;
адсутнасць станоўчага вобраза бацькі;
адсутнасць псіхалагічнай гатоўнасці да бацькоўства;
нямудрая тактыка жонкі ў адносінах да мужа.
Вось рэкамендацыі жанчынам спецыялістаў па сямейных пытаннях, як дабіцца разумення з мужам у поглядах на выхаванне дзяцей. Яны лічаць важным:
рыхтаваць мужа да з’яўлення дзіцяці (расказваць у перыяд цяжарнасці пра свае адчуванні, чытаць кнігі пра дзяцей, складаць разам планы будучага бацькоўства і мацярынства);
заўсёды гаварыць не “маё дзіця”, а толькі “наша”;
не крытыкаваць мужа ў прысутнасці дзіцяці;
з першых дзён жыцця дзіцяці прыцягваць тату да догляду дзіцяці (разам купаць малое, прасаваць дзіцячае адзенне, гуляць) і ўнушаць (а не сварыцца!), што ён выдатна з усім спраўляецца;
даручыць бацьку весці дзённік развіцця, фотаальбом дзіцяці, заахвочваць любую ініцыятыву ў адносінах да дзіцяці;
не абмяркоўваць з дзецьмі паводзін бацькі;
у спрэчцы старацца заўсёды падтрымліваць бацьку. Калі той не мае рацыіі дамовіцца загадзя, што спрэчку лепш спыніць, а пазней вярнуцца да праблемы, але ўжо без удзелу дзіцяці;
падкрэсліваць у размове з дзецьмі лепшыя бацькавы якасці;
ганарыцца мужам, хваліць яго і тым самым падтрымліваць аўтарытэт бацькі ў вачах дзяцей.
Часопіс "Мінская школа"
свернуть

Организация работы учреждения дошкольного образования по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание предполагает процесс передачи ценностей и норм культуры одного поколения другому, творческое овладение достижениями культуры, бережным отношением к национальным традициям своего народа. Содержание патриотического воспитания дошкольников можно раскрыть через следующие познавательные направления:
История Беларуси: возникновение и развитие
Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства дошкольников с важнейшими событиями отечественной истории.
В результате познания своей национальной истории у дошкольников выстраиваются положительные взаимоотношения с родными, близкими людьми, окружающими, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности.  К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае, «малой» Родине) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности); социальные патриотические чувства (любовь, преданность, сопричастность, ответственность); национальный такт или уважение к людям других национальностей.
Символы Беларуси
Задачи: формировать гордость и уважение к государственным символам, научить понимать значения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, уметь исполнять Государственный гимн Республики Беларусь;  
Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит, которое определятся его государственными символами. Для дошкольника патриотические чувства связаны: с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их государственной ценности, с характером проявляемых чувств и отношений к государственной символике, с обогащением собственных представлений и творческой переработкой знаний о символах в различных видах деятельности.
Достопримечательности Беларуси
Задача: развивать любознательность к месту, вещи или объекту, заслуживающих особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью в своем поселке, улице, городе, столице республики, своей Родине; расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают.
Содержание данного направления реализует процесс патриотического становления и развития личности, который зависит от характера взаимодействия дошкольника с  культурно-исторической средой своей Родины, от адаптации к ней и самореализации в ней с учетом индивидуальных возможностей.
Государственные и народные праздники
Задача: воспитывать культуру организации и проведения значимого в жизни республики события, осознание торжественности государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам; формировать сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях.
Активное участие дошкольников в реализации данного направления формирует значимые личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность и др. Данное направление вбирает в себя многообразие практических форм проявления положительного отношения к родным, близким людям, окружающим; потребность использовать накопленные эмоционально-прочувствованные знания в творческой деятельности; стремление внести свой вклад в процветание своей страны.
Знаменитые белорусы
Задача: воспитывать уважение к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.;  формировать чувство гордости за их деятельность и достижения.
Содержательный компонент этого направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием личностью своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям своего народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относятся толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, мягкосердечность, выносливость, щедрость, сообразительность, немстительность, поэтичность души и много других привлекательных качеств.
Народные промыслы и искусство Беларуси
Задача: расширять знания о культуре Беларуси, приобщать детей ко всем видам национального искусства, развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения; развивать умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем), интерес к социальной действительности: к труду взрослых, к взаимоотношениям людей разных профессий.
Содержательный спектр этого направления очень широкий. Он включает все то, что составляет содержание национального искусства и истории народа. Он объединяет практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические и т. д. Предполагается активное познание детьми окружающего мира: природного мира, предметного мира; мира своего «Я»; формирование у детей ощущения принадлежности к белорусской культуре, белорусскому искусству, и расширение представлений о «малой Родине» и стране; воспитание чувства любви и привязанности к месту, где родился, родным и близким людям, родному дому, дошкольному учреждению, к любимым местам.
Белорусское народное творчество
Задача: формировать готовность дошкольника к участию в творческой деятельности, исполнению народных танцев, песен, игр, участию в  народном кукольном театре, и развивать гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней. 
Содержание данного направления отражается у дошкольников в характерных для данной нации действиях и поступках, нормах поведения, методах и приемах творческой деятельности, исполнении народных танцев, песен, игр, формах выражения чувств. Процесс патриотического воспитания дошкольника направлен на формирование у дошкольников в разных видах деятельности нравственных качеств белорусов: ответственность, честность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца, стремление действовать на пользу другим,  любовь и интерес к стране, доброта, сопереживание, чувство собственного достоинства, ощущение принадлежности к культуре своей Родины. Сущность патриотического воспитания состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (от трех до четырех лет).
Содержание работы
Педагог в процессе общения с детьми помогает им осознать себя, во время организуемого взаимодействия расширить представления о других детях в дошкольном учреждении. Старается создать в группе благоприятную обстановку, в которой дети учитывают особенности друг друга, знакомит с помещением и территорией дошкольного учреждения, воспитывает любовь и привязанность к родному дому, дошкольному учреждению, родным места. Во время организованных игр воспитатель формирует первоначальные представления детей о своей семье, воспитывает любовь к матери и членам семьи, заботливое отношение к ним средствами прочтения литературных произведений белорусских авторов, бесед о семейных традициях, проведения государственных и народных праздников, посвященных семье, труду белорусов. На занятиях знакомит с трудом взрослых ближайшего окружения.
Педагог формирует элементарные представления детей о своей малой Родине - своем городе, поселке: их название, знание некоторых улиц и мест города, поселка.
Воспитатель формирует положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому),  развивает желание разговаривать на них. Вместе с детьми разыгрывает на игрушках разные ситуации взаимодействия членов семьи с использованием белорусского языка.  В этом же направлении проводят целенаправленные наблюдения за природными объектами, явлениями родной природы. Педагог использует в рассказе белорусские слова, белорусские народные игры, читает стихи, приговорки, прибаутки, потешки, считалки, загадки и др.
Детей знакомят с государственными и национальными праздниками. Во время участия детей, в качестве зрителей, на праздниках педагог объясняет взаимосвязь сезонных явлений и народных праздников, праздников и будней. Педагог рассказывает о значении государственных праздников, обстоятельства и содержание, которые с ними связаны.
С целью формирования чувства национальной принадлежности у детей педагог проводит тематические беседы с использованием наглядного материала, показывает и обыгрывает изделия народных ремесел (пеўнік-свістулька, гарлачык, ручнік, саламяны капялюш), помогает приготовить подарки из природного и растительного материала.
Во время проведения праздников, вечеров, творческой работы педагог приобщает детей к белорусской традиционной культуре (устному народному творчеству, играм, хороводам, праздникам, декоративно-прикладному искусству). К изучению произведений устного народного творчества приобщаются родители во время проведения тематических вечеров, изготовления с детьми поделок, выполнения творческого задания. В родительских уголках предоставляется информация, которую родители могут использовать во время взаимодействия с детьми дома: калыханкі, потешки, сказки.
Во время знакомства детей с растительным и животным миром Беларуси педагог использует наблюдения в живом уголке, рассматривание тематических картинок, сопровождает показ яркими примерами из произведений устного народного творчества; формирует умение замечать и эмоционально переживать красоту природы родного края.
СРЕДНЯЯ ГРУППА (от четырех до пяти лет)
Содержание работы
Воспитатель формирует представления о семье, о системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекает дошкольников в игры на семейные темы, расширяя представления детей о деятельности членов семьи (профессии, хобби и др., в соответствии с пониманием дошкольника), о семейных традициях, о ценности семьи. Педагог углубляет чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им, сотрудничать во время чтения произведений белорусских авторов и беседы по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов из белорусских народных сказок, проведения литературных вечеров.
Педагог продолжает знакомить детей с дошкольным учреждением, формирует доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе, желание посещать его, учить принимать посильное участие в благоустройстве группы, участка; формирует представления о труде взрослых и их роли в создании предметов. На занятиях (комплексных, интегрированных, занятиях-путешествиях) знакомит детей с названием своего поселка, улицы, города, чем знаменито это место; на прогулках, во время бесед, игр использует наглядные средства (фотографии, рисунки, иллюстрации, виртуальные экскурсии с помощью интернет-ресурса) для знакомства с местными достопримечательностями. Во время их проведения внимание детей обращает на красоту родной природы, на сезонные изменения в природе, на праздничное украшение поселка, города; воспитывает у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
Во время бесед, сюжетно-ролевых игр, инсценировки фольклорных произведений, экскурсий и целевых прогулок дошкольники узнают, что живут в Беларуси, ее столица - Минск, в Беларуси живут белорусы и разговаривают на белорусском и русском языках. Педагог формирует интерес и положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому), желание разговаривать на них, развивать элементарные навыки взаимоотношений на белорусском языке;
Воспитатель знакомит с Государственным флагом Республики Беларусь, обсуждает с детьми, когда и где можно увидеть белорусский флаг (на площади Государственного флага в Минске, во время спортивных соревнований и др.). Учит детей узнавать его среди других флагов, рассказывать о значении красного, зеленого цветов и орнамента на нем.
Педагог знакомит с праздниками: национальными праздниками (Рождество/ Коляды, Масленица, Пасха, Купалле, Дожинки); государственными (Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, День Победы, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) - как частью культуры белорусского народа; объясняет, с чем праздники связаны, почему и как к ним готовятся.
На экскурсиях, занятиях педагог знакомит с фабриками, заводами Беларуси, с продуктами их производства - машинами, автобусами, тракторами, холодильниками, телевизорами, одеждой, обувью, продуктами питания и др. Дети обсуждают с педагогом виды деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине и др.). Воспитатель приглашает на встречу с детьми передовиков производства, знаменитых людей в области литературы, искусства, спорта, которые знакомят детей с экономикой страны, достижениями, с результатами своего труда, развивают патриотизм. В общении, в трудовой деятельности дошкольников воспитатель использует произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. С детьми организует проведение «трудовых акций»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов.
Педагог знакомит с историей и достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны, и культурой Беларуси (народными промыслами и искусством Беларуси, народным творчеством) на специально организованных занятиях, тематических кружках и в играх. Формирует представление о деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителей, национальных героев, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. Педагог знакомит, разучивает с детьми, пересказывает произведения белорусской художественной литературы, малые формы белорусского фольклора, народные сказки. Ознакомление с народной культурой проходит интересно, если приглашать родителей, бабушек и дедушек, артистов театров, сотрудников музеев, народных мастеров. Эмоциональные впечатления детей воспитатель закрепляет в разных видах деятельности (в моделировании, лепке, аппликации, игра-развлечениях, играх-драматизациях и др.), в практической совместной деятельности с родителями: вечер знакомства с традиционными народными блюдами, изготовление изделий народных промыслов, творческие задания (подобрать материал для плаката, фотовыставки, коллажа).
Хорошо, если в дошкольном учреждении есть музей в виде белорусской сельской хаты. Занятия и беседы в таком музее проводит экскурсовод с подгруппой детей. Для более подробного знакомства с разными видами народного творчества педагог организует работу в тематическом кружке.
Педагог развивает познавательный интерес к культуре других народов: на занятии использует прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих в Беларуси.
СТАРШАЯ ГРУППА (от пяти до шести лет)
Содержание работы
Педагог обсуждает с детьми и закрепляет чувство принадлежности и любви к своей семье: значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная - старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Он побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, о занятиях и профессии членов семьи, о своем доме (своей квартире).
В разных видах деятельности педагог приобщает детей к богатству белорусского и русского языков, формирует ценностное отношение к ним, желание разговаривать на них. На занятиях по развитию речи, в течении дня белорусского языка, тематических вечеров педагог продолжает: формировать у детей представление о своей национальной принадлежности; знакомить с представителями других национальностей, живущих в Беларуси, их традициями и обычаями; воспитывать культуру толерантности (уважение достоинства всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим).
Воспитатель рассказывает о том, что наша страна состоит из шести областей, знакомит с названиями областей Беларуси, названиями соседних государств. У дошкольников формируется интерес к родному поселку, городу, к стране во время проведения рассказа, беседы, дидактической игры. На комплексных занятиях по музыкальному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятельности, тематических эмоционально-познавательных занятиях педагог продолжает знакомить с символами белорусского государства: флагом, гербом, гимном.
В игровой, увлекательной, эмоциональной форме педагог продолжает знакомить  детей с праздниками: государственными (День Конституции,  День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) и общереспубликанскими (День Октябрьской революции, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда). Старшие дошкольники активно включаются в подготовку (украшение группы, музыкального зала, изготовление традиционных подарков, создание коллажа, стенда, плаката и др.) и проведение национальных праздников (Рождество, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалле, Зажинки, Спас, Дожинки, Покров, Деды (День памяти); педагог расширяет представления о народной культуре и богатстве родного языка.
Дети с нетерпением ждут встреч с людьми, прославивших нашу Родину: деятелями искусства, учеными, спортсменами и т.д. В процессе рассказов и бесед у дошкольников формируется понимание жизни в стране, определение своей значимости, они учатся строить свои личные жизненные планы, определять интересную им сферу трудовой деятельности на благо Родины, учатся конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми людьми.  Педагог расширяет представления детей о деятельности просветителей, национальных героев, Президента Республики Беларусь, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. - на занятиях с использование презентаций, литературных произведений, легенд, преданий; на экскурсиях; в совместных с родителях  поисково-творческих заданиях (составление рассказов-описаний, поиск скульптурные композиции, создание коллажей, подбор изобразительного материала к литературным произведениям и др.); развивает патриотические и гражданские чувства.
В процессе специально организованной деятельности педагог продолжает формировать у старших дошкольников элементарные представления об историческом прошлом Беларуси: важных исторических событиях, важных общественных событиях, истории основания, происхождении названия поселка, улицы, города, исторических местах поселка, города, страны. С помощью сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, творческих заданий, экскурсий знакомит детей с достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны (историческими памятниками: храмами, костелами и др.; архитектурой: музеями, театрами, парками, стадионами и др.; промышленными и сельскохозяйственными производствами).
В совместной с детьми художественно-изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), в беседе, прослушивании стихов белорусских авторов,  музыкальных произведений белорусских музыкантов, при рассматривании иллюстраций, фотографий, показе мультимедийных презентаций, проведении виртуальных экскурсий, при просмотре познавательных фильмов, на экскурсиях с родителями, театрализации фольклорных произведений педагог расширяет знания о культуре Беларуси (национальной одежде, национальной кухне, народных песнях, национальных танцах, литературных (фольклорных) произведениях, произведениях декоративно-прикладного искусства; произведениях искусства белорусских художников и скульпторов); последовательно приобщает детей ко всем видам национального искусства – от ткачества до живописи и орнамента, от танцев, сказки, музыки до театра.
Педагог организует проведение экологических проектов, которые способствуют осознанию, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – наш общий дом.
СТАРШАЯ ГРУППА (от шести до семи лет)
Содержание работы
Педагог побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках,  их занятиях, семейной экономике; дети размышляют о важности доброжелательных отношений в семье, любви к близким; учатся проявлять внимание и заботу к родственникам (изготавливают подарки, учат стихи, рисуют плакаты и др.).
Воспитание уважения к языкам, на которых разговаривают белорусы, осуществляется во всех видах деятельности дошкольников. Педагог мотивирует к  изучению и свободному владению родными языками средствами  художественной литературы, ролевой игры, включения в театральную деятельность, выполнения творческих заданий; педагог расширять знания воспитанников об особенностях белорусского языка в игровой деятельности. В беседе воспитатель дает сведения о том, что дети, посещающие группу, дошкольное учреждение, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языка.
Воспитатель расширяет знания детей о своей стране, формирует представления о государстве и принадлежности к нему. С детьми обсуждает доступные их пониманию события современной жизни государства (посевная, уборка урожая, спортивные соревнования и др.). Педагог показывает Беларусь на географической карте, рассказывает о соседних государствах, об их национально культуре; воспитывает патриотические чувства, гражданственность - любовь к своей семье, дошкольному учреждению, родной природе, соотечественникам.
Педагог формирует у детей патриотические чувства, основанные на уважении и гордости за государственные символы Республики Беларусь: флаг, герб, гимн. Педагог знакомит с изображением Государственного герба Республики Беларусь, показывает местонахождение его в группе, в учреждении образования, рассказывает о предназначении Государственного герба Республики Беларусь, об истории создания герба. На занятиях, праздниках, торжественных мероприятиях педагог  знакомит с требованиями к поведению на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.
Средствами беседы, рассматривания картин, репродукций, альбомов с  государственной тематикой педагог знакомит детей в общих чертах и интересной форме с государственным устройством Республики Беларусь, с армией, флотом, авиацией;  воспитывает гордость к защитникам Республики Беларусь и формирует уверенность в том, как почетно быть на защите своей страны. Педагог расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают; достижениях людей страны в труде, спорте, искусстве.
Педагог продолжает знакомить с праздниками: государственными (День Конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) и общереспубликанскими (День Октябрьской революции, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда); воспитывает у детей радостные эмоции, основанные на знании о происхождении и значимости для белорусов этих праздников.
Знакомство с национальными праздниками (Рождество, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалле, Зажинки, Спас, Дожинки, Покров, Деды (День памяти) развивает познавательную активность дошкольников о родной природе, истории страны, достопримечательностях и культуре белорусов.
Педагог продолжает формировать гражданственность детей в связи с уважением к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.; и чувство гордости за их деятельность и достижения.
У дошкольников формируются элементарные представления об историческом прошлом Беларуси по фотографиям, документам, старым вещам, рассказам, связанных с событиями из истории страны, о которых он узнает на тематических занятиях, вечерах, праздниках, экскурсиях.
Педагог закрепляет знания о  достопримечательностях своего поселка, улицы, города, своей страны (исторических памятниках: храмах, костелах и др.; архитектуре: музеях, театрах, парках, стадионах и др.; промышленных и сельскохозяйственных производствах).  Знания детей о культуре Беларуси продолжают расширяться в процессе слушания и исполнения литературных и музыкальных произведений, просмотра спектаклей, участия в театральных представлениях белорусского кукольного театра, праздниках, в сюжетно-ролевых играх.
В организованной деятельности у детей развиваются первичные представления об обществе, осуществляется знакомство с культурой людей в разных странах земного шара, формируется уважительное отношение к культуре и традициям граждан других стан.
Подготовила: Фролова Ж.М.,
воспитатель дошкольного образования
свернуть

Народныя гульні

Адна з асаблівасцей нашай зімы – гэта кароткія дні і доўгія вечары. 22 снежня – самы кароткі светавы дзень. Яшчэ здаўна людзі прыдумалі, як зрабіць так, каб доўгія вечары не праспаць, як робяць многія звяры, а прывесці карысна. Есць такі звычай: зімовымі вечарамі юнакі, дзяўчаты і людзі старэйшага ўзросту, кожны са сваім заняткам збіраюцца ў адной хаце на вячоркі. Усе працуюць, а сярод працуючых абавязкова знойдуцца тыя, што сваімі пацехамі, жартамі і песнямі не дадуць астатнім заснуць.
Малыя ж і старыя астаюцца дома. Але яны таксама марна не бавяць час. Ад бабулі і дзядулі можна шмат чаму навучыцца: вязаць, вышываць, майстраваць цацкі і многае іншае. І ўсе ж такі самы любімы занятак слухаць не дыхаючы, як бабуля не спяшаючыся, як бы спяваючы і закалыхваючы расказвае цікавыя гісторыі, здарэнні, казкі. Пакой не ярка асветлены, з-за цемнай шторы выглядвае месяц, здаецца, што усе навокал жыве другім, больш таямнічым жыццем, чым удзень. Калі летам дзеці праводзяць большую частку дня на свежым паветры, а дахаты ідуць толькі класціся спаць, то зімой часцей праводзяць вечары дома. Гульні дзяцей зімой одрозніваюцца ад летніх. Яны менш руховыя, носяць іншы характар. Таму і дома і ў пакоях дашкольных устаноў мы павінны стварыць утульнасць, падабраць кніжкі, цацкі, пласцінкі, дыяфільмы, абсталяванне для ручной працы ў адпаведнасці з жаданнем і настроем дзяцей. Дарослыя могуць прапанаваць дзецям самыя разнастайныя заняткі. Спадзяемся, што нашы парады будуць выкарыстаны вамі пры арганізацыі гульняў з дзецьмі.
Гульні са старымі часопісамі.
узяць некалькі старых часопісаў і пагуляць у магазін. Разам з дзецьмі панавырэзваць карцінкі з “ежай” і раскласці іх па групах: малочныя прадукты, мясныя, агародніна, садавіна, вырабы з мукі; успомніць назвы прадуктаў, як можна іх ужываць у ежу;
адабраць карцінкі з “мэбляй” і раставіць яе па пакоях, насяліць гэтыя пакоі жыхарамі (для гэтага можна выкарыстаць каробку з-пад абутку). Для такой гульні дзіця само выбярэ сабе месца: за сталом, на дыване, на падаконніку…
Гульні з пакункамі.
Прапануйце дзецям прынесці пакункі розных памераў і расфарбоўкі – гэта самая сапраўдная краіна цудаў, дзе можна гуляць ў мноства гульняў, навучыцца столькім словам, а можна і атрымаць прыз. Многія зімовыя вечары, безумоўна будуць вамі прысвечаны для падрыхтоўкі да Каляд, да сустрэчы Новага года. Звернемся ла некаторых момантаў прыемгых перадсвяточных турбот.
Віншавальныя паштоўкі. 
Рыхтуюцца загадзя, бо часцей за ўсе перасылаюцца па пошце. Яны напомняць вам пра самыя яскравыя моманты мінулага свята. Прапануйце дзецям прынесцт старыя віншавальныя паштоўкі. Разам разгледзьце іх, успомніце тых, хто іх даслаў, не забудзьцеся пра іх і ў гэтым годзе. Навагоднія паштоўкі цікава разглядаць, можна параўнаць некалькі паштовак, з паштоўкамі можна гуляць ў казку, у “Новы год”.
Віншавальныя паштоўкі не цяжка зрабіць разам з дзецьмі. Узоры наклеіць з каляровай паперы, з прыроднага матэрыялу, тканіны, пластыліну, са старых паштовак, дамаляваць ці поўнасцю намаляваць, прычым гэтыя самыя розныя сродкі можна спалучаць пры стварэнні адной паштоўкі, не забываючыся аб эстэтыцы работ.
Паштоўку трэба абавязкова надпісаць, старэшыя могуць дапамагаць дзецям. Віншаванне па тэлефоне.
Зараз паштовую сувязь нам часцей замяняе тэлефон. Калі ў вас няма спецыяльнай цацкі, то тэлефон можна зрабіць самім з падручнага матэрыялу. Дзецям падабаецца размаўляць па тэлефону, яны бачаць, як гэта робяць дарослыя. Дзеці ўжо разумеюць, што ў адрозненне ад падпісвання паштовак, пры размове па тэлефону яны могуць больш вольна карыстацца мовай. У часа святаў кожнаму будзе прыемна пачуць голас родных і сяброў, выслухаць іх пажаданні і абавязкова высказацца самому. Нашы дзеткі павінны ўмець прыгожа звярнуцца, не забыцца пра ветлівыя і пяшчотныя словы. Традыцыйнымі з’яўляюцца пажаданні здароў’я, дабра, міру. Безумоўна, размовы з дарослым будуць адрознівацца ад размовы з сябрам, а размова з сябрам ад размовы з Дзедам Марозам.
Таму да такіх заняткаў можна звяртацца напярэдадні Каляд, з іх прыходам, пасля іх, на іншыя агульныя і асабістыя святы. У наступны раз вы, напэўна, раскажаце дзецям, у якіх выпадках нам яшчэ вельмі спатрэбіцца тэлефон: -даведацца пра здароў’е,
-выклікаць хуткую дапамогу,
-дамовіцца аб сустрэчы,
-навесці даведкі і г. д.
Вучымся жадаць дабра.
Уменне падтрымаць словам, узняць настрой, падабраць прыемныя словы не даецца легка. Зімовыя святы – смы час навучыцца выказваць пажаданні. Пажаданні можна выказваць адзін аднаму:
-седзячы за сталом кружком;
-перадаючы які-небудзь прадмет;
-перакатваючы мяч;
-ствараючы павуцінне. Клубочак нітак разматваецца дзецьмі, утварыўшымі кола. Зматванне нітак у клубок таксама карыснае і цікавае практыкаванне. Маленькі ўзор: пажаданні на развітанне: да пабачэння, заставайцеся здаровы, будзьце здаровы, бывайце здаровы, жывіце багата, усяго добрага (найлепшага), хай вам шчасціць, хай вас Бог беражэ,добрай дарогі, да хуткай сустрэчы, дабранач, добрай ночы і г. д.
Вучымся радаваць падарункамі.
Больш за ўсе падарункаў атрымліваюць дзеці, гэта прыносіць ім шмат радасці. А каб не сумаваць нам, не застацца без увагі, калі мы будзем у больш сталым узросце, а нашыя дзеці вырастуць, давайце пакажам ім, што дарослыя таксама будуць вельмі рады дзіцячаму падарунку, а больш за ўсе той увазе і любові, якую выказалі нам маленькія сваім простым падарункам. Каб загадзя падрыхтаваць падарункі, дзеці павінны ведаць сваіх блізкіх і знаемых. Рыхтуемся да свята.
Святочна аформленая з удзелам дзяцей і бацькоў памяшканне стварае і падтрымлівае добры настрой.
Што мы можам зрабіць разам:
-маскарадныя касцюмы,
-цацкі-самаробкі, -зімовыя букеты, кампазіцыі, гірлянды,
-маскарадныя касцюмы для лялек,
-упрыгожыць пакой.
Узор кулінарных заняткаў з дзецьмі.
Вучымся гатаваць куццю. У апошні дзень перад Калядамі з поўдня пачынаючы гаспадыня затапляла печ, каб варыць куццю – кашу з яічных ці пшанічных круп. Калі куцця ўпрэла, то гаспадыня яе ставіла з гаршчком на покуці, дзе перад тым гаспадар клаў ахапку сена. Апошні вечар перад Калядамі быў посны. Бедныя варылі найчасцей толькі куццю і кісель, а да кісяля рабілі мядовую сыту; багацейшыя рабілі шмат розных страў, з якіх першае месца займалі блінцы . блінцы – сімвал сонца, з гэтага дня яно паварочвае да цяпла. Яшчэ рабілі поліўку з грыбоў, рыбу, садавіну. Хутчэй за ўсе гэты звычай зацікавіць дзяцей і яны, магчыма, самі захочуць паспрабаваць прыгатаваць куццю. І такая справа будзе ім па сілам. Спачатку трэба перабраць крупы: дзеці з вымытымі рукамі сядаюць вакол стала, на чысты стол высыпаюцца крупы. Потым крупы перамываюць адносяць на кухню і ставяць у духоўку. Затым дзеці назіраюць, як варыцца каша. Калі каша будзе гатова, то перад тым, як яе з’есці, не забудзьцеся пра звычаі:
-у хаце павінна быць чыста прыбрана;
-на стол кладзецца ахапка соломы ці сена, паверх засцілаецца чысты абрус; -паглядзіце, якая зварылася каша, па гэтаму згадваюць пра будучы ўраджай; калі рассыпчатая – год урадлівы;
-пачынаў есці гаспадар, ці старэйшы чалавек. Зачарпнуўшы першую лыжку, паклікаць мароз, а яшчэ спрадвеку заведзена клікаць на вячэру дзядоў – памершых продкаў;
-потым усе па чарзе выказваюць свае пажаданні;
-пасля вячэры старэйшыя садзіліся да гутаркі, а моладзь варажыла.
Калі вы не змаглі зварыць з дзецьмі посную куццю, то не бяда. 13 студзеня – шчадрэц, шчодрая, багатая куцця, даўні звычай адзначаць вечар напярэдадні Новага года (па старому стылю).
Аскажыце дзецям, як ператварыць посную куццю ў багатую:
-заправіць маслам і медам, тоўчаным макам,
-засмажыць салам з лукам і кавалачкамі мяса.
Сузіранне. Рана сышоўшы на зямлю зімовы вечар – лепшы час для назірання разам з дзецьмі за зорным небам. Паназірайце за зоркамі, раскажыце аб некаторых сузор’ях, пра Млечны шлях. Па зорках можна вызначыць надвор’е, пргназіраваць ураджай.
Назіраць можна за цікавымі прадметамі: індыйскай вазай, самаварам, драўлянымі вырабамі, дываном. Можна паразважаць аб рэчы:
-назаві рэч,
-нашто яна патрэбна,
-якія яна мае прыкметы: форма, памер, колер, пах, смак,
-з чаго зроблена,
-“яна падобна на…” ці “адрозніваецца ад…”,
-што будзе, калі…
-радасна паназіраць за хатнімі раслінамі,
-цікава паназіраць за ценем (ценямі).
Прыемны ўспамін.
Зімой прыемна ўспомніць пра лета. Дзецям падабаецца успамінаць пра свае падарожжы, прыгоды, абмяркоўваць, будаваць планы. Прапануйце дзецям прынесці свае самыя розныя фотаздымкі. Яны дапамогуць узнавіць у памяці падзеі і з’яўленні. Такія ўспаміны займуць некалькі вечароў. Потым можна падрыхтаваць выставу з фотаздымкамі і малюнкамі дзяцей.
Маляванне. Лепш у вольны час дазволіць дзецям маляваць па заданню, па асацыяцыях, па ўспамінах. Тэмы для малявання падкажуць казкі, вершы, песні. Слуханне. Вечарамі дзеці любяць паслухаць расказы дарослых. Часцей за ўсе дарослыя пераказваюць пачутыя некалі імі казкі сваімі словамі ці на свой лад – гэта падабаецца дзецям. Можна пачытаць казкі, можна “скласці” іх самім, можна прыдумаць свае заканчэнне.
Спакойная вячэрняя атмасфера, творчы настрой, час паэзіі і музыкі настроіць дзяцей на ўспрыманне прыгажосці твораў.
Хатнія клопаты.
Перад адыходам да сну нетаропка прыбраць у пакоі, пакласці спаць цацкі, закалыхаць іх. Развучыце з дзецьмі некалькі калыханачак, якія яны будуць спяваць сваім лялькам, сабе, сваім блізкім.
свернуть

Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.

Национальное самосознание личности - это субъективное отражение объективного факта принадлежности человека к тому или другому национальному сообществу и осознание отличий от других народов. Оно формируется в личности под непосредственным воздействием национальных элементов социальной среды, языка народа, его культуры, быта, истории. Вместе с тем национальное самосознание включает и представления о территории, культуре, языке, о историческом прошлом, обычаях, традициях и т. д. Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего, народа. Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремление повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека. Основными чертами национального самосознания белорусов являются соборность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценности других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы - самобытная нация. Чтобы в наше время преобладал такой тип национального самосознания, духовно-исторический фон которого глубоко затрагивал бы сущностные основы национальной жизни, с детского сада нужно прививать детям любовь к родному языку, к историческому и культурному наследия народа, к Отчизне.

Воспитание национального самосознания должно начинаться с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания. Содержание работы воспитателя дошкольного образования по формированию основ национального самосознания у дошкольников отражено в учебной программе дошкольного образования в таких образовательных областях, как «Физическая культура», «Ребенок и общество» («Познание социума», «Рукотворный мир»), «Музыкальное искусство» «Изобразительное искусство», «Художественная литература», «Развiцце маулення і культура мауленчых зносін».

Все содержание условно можно условно разделить на 3 блока:

Беларусь-моя Родина:                                                                             

*дом, семья:                                                                                                       

*детский сад;                                                                                                    

*деревня, город;                                                                                               

*страна;                                                                                                            

*животный и растительный мир Беларуси.

Прошлое и настоящее Беларуси:                                                                     

* крестьянский быт в прошлом;                                                                         

* жизнь и быт белоруса сегодня;                                                                   

* труд крестьянина в давние времена;                                                          

* современное белорусское производство.    

Народная культура:                                                                                         

* белорусский фольклор;                                                                          

* национальная обрядовая культура;                                                            

* народные ремесла и промыслы;                                                        

* традиционные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Народная культура и внутренний мир ребенка психологически близки. Их объединяет открытость, доверчивость, естественность, простота. Особенностью детского сознания и детского творчества, как и народного искусства, является синкретизм. Именно поэтому культура периода детства человечества понятна детям, естественно воспринимается их душой и сердцем. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности дошкольника: общение, игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную, познавательную практическую и др.

Основными формами ознакомления дошкольников с национальной культурой являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, досуги, праздники, музыкальные занятия, народные подвижные игры, кукольный театр (батлейка и театрализация белорусских сказок); драматизация; чтение художественной литературы; рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки. В разделе «Народная культура» можно условно выделить следующие темы «Белорусская хата», «Народный костюм», «Народные праздники», «Семейные традиции», «Белорусская кухня», «Прикладное творчество», «Устное и музыкальное творчество», «Белорусские народные игрушки», «Народные музыкальные инструменты», «Волшебная соломка», «Белорусская народная одежда» и др.

Наиболее эффективными методическими приемами, которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детой; загадывание загадок; использование пословиц  и поговорок; беседы; рассматривание оригинальных предметов быта, одежды, картин, иллюстраций, просмотр видеозаписей; макетирование народного жилища.      

Средства воспитания: белорусский фольклор, белорусский орнамент, национальная одежда, родной язык, традиции, обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная деятельность. Для реализации содержания необходимо выполнять следующие условия:

1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Для этого создаются в группе белорусские уголки. Именно здесь дети видят национальные костюмы, национальную посуду, украшения, игрушки.

2.Необходимо широко использовать в режимные моменты все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3.Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4.Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

5.Проводить физкультурные занятия и досуги с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр. Можно использовать следующие типы физкультурных занятий с использованием разных видов народного творчества:

-двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок;

-сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки;

 -музыкально-ритмические занятия, основанные на белорусских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием белорусских песен и народных инструментальных мелодий.

-игровые физкультурные занятия на основе белорусских народных подвижных игр. 

Основная задача педагогов состоит в том, чтобы:

1.Научить детей играть в белорусские народные игры.

2.Ребенку использовать в активной речи белорусский фольклор.

3.Сформировать умение детей соотносить увиденное в природе с народными приметами.

4.Подвести детей к осмысленному и активному участию детей в календарно-обрядовых праздников.

5.Познакомить детей с белорусскими сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

6.Сформировать представления дошкольников об истории белорусского костюма, его элементах, сформировать умение объяснить значение украшений костюмов.

7.Сформировать умение различать изделия различных народных промыслов.

8.Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи.

9.Зажечь в ребенке искру любви и интереса к культуре народа, воспитать патриотов.

Литература:

  1. Арлова Г.П. Праграма па этнавыхаванню дзяцей дашкольнага ўзросту / Арлова Г.П. – Віцебск, 2004.
  2. Котович О.В. Золотые правила народной культуры / Котович О.В., Крук И.И. – Минск, 2010.
  3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / Новицкая М.Ю. – М., 2003.
  4. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру / Козлова С.А. – М., 2012.
свернуть

Музычныя казкі

свернуть

Беларускія небыліцы

Па-беларуску гэта гучыць так...

Беларускія казкі

 Чалавеку трэба шмат чаго ведаць. Трэба ведаць сваю мову і іншыя мовы. Трэба ведаць казкі свае і казкі іншых народаў. Трэба ведаць танцы свае і танцы іншых народаў.

Але безумоўна, найлепш і найперш трэба ведаць усё роднае. Нам з вамі трэба ведаць найлепш усё беларускае.

І ў першую чаргу кожны человек павінен ведаць сваю мову, умець спяваць свае народныя песні, танцаваць свае народныя танцы. Кожны чалавек павінен ведаць прыказкі свайго народа. Прапануем вашай увазе беларускiя казкi.

https://www.youtube.com/watch?v=mQjkqgQua5g&list=PL4dabJIwgOA2vZN6lDNzduGWqn7otGKie&index=1  Піліпка

https://www.youtube.com/watch?v=yvQdohbYFnw  Чаго на свеце не здараецца

https://www.youtube.com/watch?v=LIuFchTNsfQ  Ліса, мядзьведзь і мужык

свернуть

Мультфільмы для дзетак на роднай мове

Ад бацькоў прыходзіць да нас пытанне: ці існуюць мультыплікацыйныя фільмы для дзетак на беларускай мове?

Адказваем: існуюць, карыстайцеся на здароўе !

Як Нестерка на кірмаш збіраўся.

Як служыў жа я ў пана

Як Нестерка скарб знайшоў

Як Несцерка харчы прадаваў

Дзед-Барадзед. Калыханка.

Прыемнага ўсім прагляду!

 

свернуть

21 лютага - Міжнародны дзень роднай мовы

На працягу 9 гадоў кожны народ адзначае21 лютага Дзень роднай мовы. Першапачаткова з такой ініцыятывай выступіў Бангладэш. Менавіта ў гэтай краіне 21 лютага 1957 года загінулі пяць студэнтаў, якія адстойвалі права навучацца на роднай мове.

     Зараз у нашым рознакаляровым і рознагалосым свеце налічваецца больш за шэсць тысяч моваў. Палова з іх пад пагрозай знікнення. Дзеля захавання моў, якія апынуліся на парозе знікнення, міжнародны фонд UNESCO абвясціў дзень роднай мовы — каб хоць у такі дзень на іх загаварылі, пра іх успомнілі.

     Родная мова шмат не патрабуе. Але калі ўжо назваў яе роднай, калі лічыш яе такой для сябе — павінен жа быць перад ёй хоць нейкі абавязак. Ці хоць часам пра яе думаць. Калі хоць палова з тых сямідзесяці чатырох працэнтаў, якія падчас апошняга перапісу назвалі роднай мовай беларускую, падумае аб яе лёсе — значыць, не ўсё яшчэ страчана. Хоць адзін дзень. Калі будзе яе афіцыйнае міжнароднае свята.

     Калі ты чуеш яе — ці то сучасную літаратурную, ці змешаную "трасянку", або мясцовую дыялектную — ведай, што гэта ўсё яна — наша беларуская мова. Не адварочвайся, а прымі яе, бо яе месца ў тваёй краіне. Нашы бацькі, дзяды і прадзеды нямала зрабілі, каб беларуская мова была прызнаная як роўная сярод іншых моў свету.

      Дык не дай  загінуць ёй, жывой і непаўторнай, “з легендаў і казак” сатканай, “вобразнай, вольнай, пявучай”,  цудоўнай роднай мове.

21 лютага ў свеце адзначаецца Міжнародны дзень роднай мовы.

Ён быў абвешчаны UNESCO 17 лістапада 1999 года.

История праздника

17 ноября 1999 года Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила 21 февраля Международным днем родного языка. Первые торжества прошли в 2000 году. Генеральная Ассамблея ООН поддержала инициативу о провозглашении праздника в 2002 году в Резолюции № Α/RES/56/262. Она призвала страны-члены содействовать сохранению и защите языков народов мира.

Дата праздника приурочена памяти о трагедии, которая произошла в Бангладеше 21 февраля 1952 года. Пакистанская полиция расстреляла участников акции, которые выступали за признание бенгальского языка государственным.

 

Традиции праздника

В этот день устраиваются просветительские лекции, конференции, семинары. Проходят акции по защите государственного языка. В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и в ее филиалах устраиваются выставки и презентации, которые посвящаются языкам, организуются праздничные концерты. В образовательных учреждениях проходят тематические занятия. Проводятся конкурсы среди знатоков родного языка. В средствах массовой информации публикуются статьи о действующих и исчезающих языках.

 

Интересные факты

Каждый официальный язык ООН имеет свой праздник. 6 июня отмечается День русского языка, 23 апреля – английского, 12 октября – испанского, 20 марта – французского, 18 декабря – арабского и 20 апреля – китайского. 26 сентября празднуется Европейский день языков, 18 августа – День общего языка.

54% ресурсов Интернета – на английском языке, 6% – на русском.

На Земле существует 7 тысяч языков. Одна из причин их исчезновения – неравномерное распределение по количеству носителей. Язык вымирает, если на нем разговаривает менее 100 тысяч человек.

В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России под угрозой исчезновения.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2008 год Международным годом языков.

 Пиджин – упрощенная, не родная речь, средство коммуникации между несколькими этническими группами.

Исследователи утверждают, что примитивный протоязык появился 2,3 миллиона лет назад у Homo habilis – высокоразвитых австралопитеков.

История лингвистики началась в V веке до н. э.

свернуть