Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель
Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучиться, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша.
Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы, сделанные с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.
Огромную радость детям доставляет театр. Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции, которых так не хватает ребенку в наше время. Ведь зачастую вам, родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! А как ребенок обрадуется, если вы вместе с ним обыграете какую – либо потешку, отрывок из сказки, становясь медведем, маленьким зайчиком или хитрой лисой. Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры- драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. Игры-драматизации – это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребёнок в игре превращается и в актёра, и в режиссёра, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Всё это очень важно для познавательного и эмоционального развития. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребёнку. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.
ТЕАТР ДВУХ КУКОЛ
Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях –спектакль игрушек. Игрушечные артисты могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое возникает у ребёнка на глазах, стоит ваших усилий!
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
Большой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5–6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребёнку спектакли на пальчиках. В нём все герои, сцена и сюжет расположен на одной или двух руках. В продаже есть специальные пальчиковые куклы из ткани, дерева. Также такие игрушки можно изготовить самостоятельно, используя связанный крючком напальчник и пришив к нему маленькую мягкую игрушку. Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребёнком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и разыграйте с ней простой сюжет, любимую сказку. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он живой актёр. К театру, доступному в домашних условиях относятся: театр ложек. Куклы театра ложек – это ложки (деревянные или пластиковые), на вогнутой стороне которых изображено лицо героя. Из ткани, ленточек, ниток, бусин, фетра и т.п. сделаны остальные части героя (уши, лапы, хвост, прическа, головные уборы и т.п.), а одежда (как правило, платье в виде конуса) накрывает ручку ложки, тем самым, скрывая руку кукловода.
ТЕАТР НА СТОЛЕ
Дети очень любят настольно-плоскостной или объёмный театр.Сейчас в продаже можно найти большое количество вариантов такого театра. Это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать к каждому герою (а это не только звери и люди) свой неповторимый голос. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребёнка.
ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Наиболее богатые возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который вполне можно устроить дома с помощью кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой головой, к которой приклеено туловище-перчатка из ткани. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть. Такие куклы продаются как по одной, так и целыми наборам. Бывают в виде животных и в виде людей разного возраста – от стариков до младенцев. Играя, ребёнок забывает обо всём. Он забывает о реальном мире, в котором живёт. Всё его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребёнок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребёнку перевоплотиться, встать на место другого человека. Детям для полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым» фразам или механическим жестам. В игре ребёнок развивается. При этом игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить игру, либо стимулировать и совершенствовать её.
Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель
Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель
Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель
Лето- один из самых благоприятных периодов в жизни ребёнка для обогащения эмоций и впечатлений. Однако, именно в это время дети чаще всего находятся вне детского сада, путешествуя и отдыхая с родителями. Поэтому роль родителей в музыкальном воспитании значительно увеличивается.
Слушайте вместе с ребёнком звуки природы: пение птиц, шум при-боя и ветра, шелест листьев, стрекотание кузнечиков. Слушайте любую музыку, главное, чтобы она нравилась вам и вашему ребёнку!
Пойте ребёнку, пойте вместе с ребёнком знакомые песни, сопровождая исполнение хлопками, щелчками, постукиванием о предметы.
Смастерите вместе с ребёнком музыкальные инструменты: маракасы, коробочки, «гремелочки», которые вы можете совместно с ребёнком украсить или раскрасить. Игра на инструментах даёт детям возможность проявить свои творческие способности, развивать чувство ритма, музыкальный слух, умение различать звуки по высоте и тембру.
Совместная деятельность обязательно подарит Вам и вашему ребёнку положительные эмоции!
Музыкально развиваться ребёнку вам помогают хорошо знакомые всем игры-забавы с пением и движениями: «если нравится тебе», «шла коза по лесу», «Танец маленьких утят», «Мы едем, едем, едем» и другие
Эти игры способствуют тесному взаимодействию ребёнка и родителя, помогают преодолеть застенчивость, коммуникативность.
Постарайтесь наполнить музыкой каждый день вашего ребёнка и тог-да он будет расти музыкальным и эмоционально развитым.
Хорошего вам отдыха и незабываемых впечатлений!
Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель
1.Своевременно приходить в детский сад, не опаздывать на детский праздник, не отвлекать внимание детей и взрослых, не заставлять ребенка волноваться по поводу подготовки к празднику (костюм, прическа).
2.Помнить, что праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Поэтому родителям следует приходить в хорошем эмоциональном настроении и поддерживать детей во время выступления аплодисментами¸ одобрительными взглядами.
3.Вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви и без верхней одежды.
4.Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами. Их необходимо предварительно отключить.
5.Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада. Не следует ходить по залу с кинокамерой или фотоаппаратом, - это отвлекает детей, мешает им сосредоточиться на выразительности своего выступления, нарушает праздничный настрой.
6.Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места.
7.Во время утренника родителям запрещается без необходимости вставать и переходить с одного места на другое.
8.Не желательно присутствие на празднике детей (среди гостей) более младшего возраста, так как они не могут сохранять внимание и отвлекают «артистов» плачем, выкриками, хождением по залу.
9.По предложению музыкального руководителя, воспитателей и детей родители могут принимать участие в проведении детского утренника (играх, танцах и пр.) и уметь поддерживать положительные эмоции детей.
10.Помнить о том, что родители – образец для подражания своим детям, поэтому следует избегать комментариев негативного характера.
Несоблюдение этих элементарных правил отвлекает детей, мешает им почувствовать себя главными участниками действия. В случае невыполнения вышеуказанных правил или другого неадекватного поведения со стороны родителей администрация детского сада оставляет за собой право не приглашать родителей на праздники и проводить праздники для детей без родителей.
Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель
Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель
Дорогие мамы и папы!
Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.
В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному - от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.
Постарайтесь:
От природы музыкален каждый. Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуков.Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!
Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (физиологические особенности строения организма, например, органов слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что - нибудь спеть или станцевать или его исполнение далеко от совершенства. Не расстраивайтесь! Количество обязательно перейдёт в качество, только для этого требуется время и терпение. Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребёнку ярлык «немузыкален» (это проще всего) - постарайтесь сделать всё для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становиться.
Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель
Каждый человек, родившись, получает от матушки – природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно, владеть этим инструментом. Обучать ребёнка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребёнок, тем более лёгким должен быть певческий репертуар. Помните, что объём детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребёнка требует осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда идите от простого к сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства. Вот несколько советов, которые могут оказать помощь вашему ребёнку в овладении навыками выразительного пения:
При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:
Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споёте ребёнку песню. Первоначальное исполнение должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребёнка появится интерес и желание выучить песню. Учите детей чисто петь. Музыканты – педагоги при оценке пения используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребёнка не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать лучшего». Но что такое ПЕТЬ ЧИСТО? Это значит, петь без фальши. Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поёте, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если есть хотя бы небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьёзно.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получится исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения для развития звуковысотного слуха и, конечно же, регулярные занятия пением.
И всегда ПОМНИТЕ: прежде чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.
Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель
Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они «мурлычут» себе под нос, играя или рисуя, мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку? На музыкальном занятии в детском саду? Не маловато ли? Можно ли всерьёз говорить о развитии музыкального вкуса, любви к музыке при таких «дозах»? Может ли ребёнок за это время понять, что музыка - это волшебство, особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний. Или маленьким детям такие сложные чувства не доступны?
Оказывается, что музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Чем меньше ребёнок, тем более восприимчив он к звучанию мира, окружающего его. Мы взрослые, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, стены комнаты, где находится малыш, были ярких жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что вокруг нас звучит. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка. Малыш растёт, и всё большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие музыкального слуха не обращаем внимания. И вот результат.
Большинство детей безразличны к звуковому морю, которое их окружает. У них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны. Из всего богатства музыки предпочитают наиболее грубые шлягеры, которые часто слышат по радио, с экрана ТВ; у них отсутствуют чувство ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, а самое главное у них нет желания и умения слушать музыку, получать от неё удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. А нужно ли им это? Да, очень нужно.
Если ребёнок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые гармоничные произведения живописи, скульптуры, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят слышать - будь то собеседник, природа или музыка. Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приёмы. Например, научите детей слышать и перечислять звуки городской улицы. Это сигнал пожарной машины и шум легковой машины. От звуков улицы можно перейти к звукам дома. Можно слушать тишину. Это очень интересно!
Необходимо научить детей слышать разницу в звуках и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Заметьте, что это совершенно разные качества звуков. Для интересной игры можно сделать «инструменты». Любые коробочки или баночки отлично сойдут за барабаны или маракасы, если туда поместить горох или другие сыпучие продукты. Играть, можно потряхивая или постукивая по коробочкам. Если кто – нибудь при этом будет петь, получится своеобразная аранжировка к песне. С помощью этих шумовых инструментов можно «озвучить» читаемые вслух сказки. Важно не останавливаться на достигнутом.
Так же можно использовать, подвешенные бутылочки с налитой водой. От ударов по ним издаётся своеобразный мелодический звук, меняющийся в зависимости от количества жидкости. «Стеклянные» звуки могут иллюстрировать, например, дождь или полёт эльфов, или просто снегопад.
Если ребёнок по своей инициативе охотно музицирует, поёт, танцует, делая всё это выразительно и правильно, то можно говорить о хорошем уровне музыкального развития. Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основном «лёгкая» музыка. Они слышат её везде: дома, в парке, в транспорте. Музыкальное разнообразие необходимо, но при этом важно учитывать огромное воспитательное воздействие классической музыки на человека. Создайте хотя бы минимум условий для музыкального воспитания ребёнка дома.
Не делайте тише радио, если играет симфонический оркестр. Не выключайте телевизор, если вдруг зазвучала классическая музыка.Сейчас в каждом доме видеоаппаратура. Купите ребёнку сказку «Спящая красавица» или «Щелкунчик» и дети невольно будут приобщаться к классике; потому что в основе этих сказок лежит музыка П.И. Чайковского. Пусть дети слушают больше музыкальных сказок, детских песен. Ведь музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слёзы и грусть. Как сказал русский музыкальный критик Серов: «Музыка доказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет её главную прелесть, главную чарующую силу… Она непосредственный язык души».
Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель
Малыш – дошкольник живет играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить, обогатить представления о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. Если вы приглядитесь к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает возможности выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом, он пытается понять язык звуков.
Игры со звуками – естественное дополнение к «звуковым забавам» малышей. Они помогают ребенку научиться лучше слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр понадобятся музыкальные игрушки. Это ударные инструменты: барабан, погремушки, колокольчики, металлофон. Духовые: дудки, свистульки, флейты
Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш малыш сам скажет, какая из них звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По его ответу вы можете судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие или резкие.
А теперь попробуйте поиграть с ребенком в игру «Лесное эхо». В этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный по силе. Сначала вы вместе вспомните, что такое эхо, как оно тихо отвечает на наши громкие звуки. Расскажите, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие. Возьмите игрушку и начните игру. Кто вступает первым, у того игрушка должна звучать громко, а у того, кто отвечает – тихо. Потом можно обменяться ролями и игрушками. В последующих играх уже без игрушек и инструментов, когда ребенок будет воспроизводить звуки своими ладошками или голосом, вы сможете увидеть, насколько внимателен ребенок к конкретным заданиям, оцените его память и координацию движений и голоса.
Такие игры со «звучащими жестами» (движениями рук, кисти, пальцев) развивают естественность, ловкость и точность движений, которые очень помогут вашему ребенку в обучении игре на музыкальном инструменте.
Ваш интерес к музыке, пению обязательно передастся и малышу. Совместное домашнее музицирование доставит радость, а музыкальные успехи и творческие достижения малыша будут для вас заслуженной наградой.
Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель
Современные производители игрушек предлагают широкий ассортимент товаров. Это и мягкие игрушки, и различные куклы, конструкторы и в том числе музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты. Однако, при таком богатом выборе достаточно просто ошибиться и купить ребенку ту игрушку, которая вовсе не будет развивать его музыкальные способности. И даже может свести на нет все те задатки, которыми природа наградила вашего малыша.
Если вы все же решили купить ребенку музыкальную игрушку, то обратите внимание на то, как она звучит. Ее тембр должен быть чистым, мелодия должна воспроизводиться ритмически и интонационно верно.
Детские музыкальные инструменты должны соответствовать возрасту ребенка. Лучше всего для домашнего музицирования подходят шумовые и ударные инструменты, такие как погремушки, бубны, музыкальные молоточки, ложки и т.п. Самостоятельное исполнение ритмического рисунка знакомых мелодий с их помощью доступно и очень нравится детям.
Помимо готовых детских музыкальных инструментов в домашних условиях совместно с детьми можно самостоятельно изготовить шумовые музыкальные инструменты. Это могут быть различных размеров жестяные баночки (например, из-под кофе), наполненные различными крупами; жесткий целлофан, с помощью которого можно извлекать большое количество шумов. Ну и, конечно же, любой предмет может стать музыкальным инструментом. Нужна только ваша фантазия!
Подготовила: Кулева З.П.,
музыкальный руководитель